Археологический клад на краю Ойкумены

Археологический клад на краю Ойкумены

В рамках нового выставочного проекта «Экспозиционный дебют», посвящённого 110-летию музея имени Ивана Шемановского, в Салехарде открылась археологическая выставка с многозначительным названием «На краю Ойкумены».

Выставка "На краю Ойкумены"
Выставка «На краю Ойкумены»

Этот клад был случайно найден близ посёлка Горнокнязевск (ЯНАО) в 2015 г. и передан в музей одним салехардцем. Когда специалисты увидели, что он принёс то даже им было сразу понять, что это такое, все предметы были в плохом состоянии. Но музейный реставратор Сергей Питухин совершил очередное чудо, большинство вещей ему не просто удалось законсервировать, чтобы спасти от дальнейшего разрушение, но и восстановить практически в первозданном облике. При детальном изучении у специалистов возникло много вопросов, и один из важнейших, как сюда попал этот клад.

Вот что рассказал Александр Сабаров, старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии МВК им. И.С. Шемановского, «не секрет, наш регион в древности являлся периферией. Он был удалён от великих торговых путей и от основных потоков миграций. Но, тем не менее, ценные предметы в наши края попадали».

Александр Сабаров старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии МВК им. И.С. Шемановского
Александр Сабаров
старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии МВК им. И.С. Шемановского

Клад состоял из двух скифских котлов, в которые хозяин положил около 20 зеркал, то есть отшлифованные медные круглые пластины, изготовленные на рубеже тысячелетий где-то на Южном или Среднем Урале. Предметы, в основном, изготовлены из бронзовых сплавов. Зеркала в дальнейшем полировались, их использовали для меновой торговли, а уже местные мастера наносили на них гравировку в виде антропоморфных или зооморфных фигур. И вот это гравировка и представляет собой особый научный интерес. Дело в том, что эти зеркала местные народы использовали уже не как средства ухода  за собой, а как обереги, средства защиты от злых духов. Кроме того, эта гравировка на бляхах позволяет говорить о том, что они, использовались в какой-то ритуальной шаманской практике.

Скифский котёл
Скифский котёл

После кропотливого изучения предметов, учёные предположили, что последний владелец получил их уже в аварийном состоянии и уже самостоятельно, или с помощью местного мастера ремонтировал их, хорошо видны следы пайки, заделки.

Особый интерес у историков и археологов вызвало ещё одно зеркало, непохожее на другие. Оно датируется II веком до н.э – I веком нашей эры. Предположительно его сделали в Китае, впрочем учёные не настаивают на этой точке зрения, потому что подобные зеркала вполне могли смастерить и их близлежащий соседи.

Зеркало
Зеркало
Зеркала
Зеркала

Кроме того, что Горноклязевскому археологическому кладу около двух тысяч лет, он интересен тем, что его состав очень разносторонний. «То есть здесь мы видим котлы скифского круга, вместе с тем присутствует китайское зеркало эпохи Хань, т.е. эти культуры, конечно, взаимодействовали, но не до такой степени. Вот эта концентрация предметов у нас на Полярном круге, она, конечно, уникальная», – особо отметил Александр Сабаров.

Китайское зеркало эпохи династии Хань
Китайское зеркало эпохи династии Хань

Горнокнязевский археологический клад только подтверждает, что территория всего Ямала в этом плане – terra incognita, и её ещё надо изучать и изучать.

P.S. Кстати, археологи напоминают, за несанкционированные раскопки есть статья в Уголовном Кодексе РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: