Челдоны: исчезающий народ

Небольшая сибирская деревня, откуда я родом, раньше, да и сейчас, заселена разными народами. Причиной тому стала Столыпинская реформа. Помню, как старожилы села рассказывали о том, как их – жителей Поволжья (прекрасная земля и климатические условия) – буквально «вербовали» для поездки в Сибирь, ссылаясь на то, что земли там не менее плодородные и яблоки, конечно, растут! Люди соглашались, ехали по многу дней в неизвестную Сибирь, только на ж/д станциях понимали, что местность болотистая, а сибирских яблок красного цвета никто и до сих пор не едал.

Русские сибирцы

Так заселялась Сибирь – уникальный регион России, где бескрайние просторы Западно-Сибирской равнины соседствуют с вековыми елями, где берёзы растут, утопая во мху, где находится энергетический центр Земли – село Окунево Омской области, где живёт исчезающая народность – челдоны.


О челдонах.

В моей деревне было несколько семей челдонов. Я мало что знала о них, практически ничего, но всегда нравился их интересный говор.

Чалдоны Сибири

Бабка Ленка (так в деревне все называли старожилу села) всегда вела разговоры: «Како число? Шесто? Не знат!». Мы – молодёжь – посмеивались, не зная причину такого говора. Спустя много лет, задавшись вопросом о том, кто же такие челдоны, понимаю, что «бабка Ленка» – это ярчайший представитель свой малой народности.

Она была маленького роста, чуть с прищуренными глазками, кожа желтоватого оттенка. Никогда не была многословной, если вставляла свои «пять копеек» в разговор, то из серии: «Не знат!». Всегда молча садилась за семейный стол, с краю, также молча уходила, очень неприметная для всех.

Сегодня бабушки нет в живых, челдоны – вымирающая народность. При этом, народность – уникальная, потому как исконно русская.

Вообще, челдоны – это первые русские поселенцы в Сибири. Именно в Омской области употребляется слово «челдоны», в большинстве случаев пишется через «А» – «чалдоны». Этимология слова народности сегодня обусловлена многими гипотезами. Одна говорит о том, что чалдоны пришли из той местности, где сливаются реки Чалка и Дон, отсюда и название. В словаре Даля, когда впервые было пояснено это слово в 1866 году, оно определяется как «бродяга, беглый, каторжник, варнак» с ссылкой на заимствование из татарского языка.

Если же говорить о внешности, то челдоны представляют собой что-то среднее между нынешними сибиряками (люди рослые, физически крепкие) и сибирскими татарами (люди небольшого роста, с темноватым оттенком кожи). При этом, челдоны всегда определяют себя как исконно русские сибиряки, на что указывает и сам говор – как раз правильный русский разговорный язык.

Эту этническую группу выделяет и характер: челдоны медлительны, добросовестны, обладают плохими способностями к запоминанию, упрямы, добродушны, независимы. В прошлом в деревнях челдонов определяли по пословице: «Крыльцо блестит – чалдоны живут». Хотя, зная семью бабушки Лены, смело могу говорить: челдоны до сих пор живут в нашей сибирской деревне.

Примечательно, что челдоны в быту чётко разделяли свои семейные трудовые обязанности по гендерному признаку. Так, мужчинам запрещалось проходить на женскую часть дома, запрещалось брать в руки утварь, используемую для приготовления пищи. В свою очередь женщинам был «закрыт проход» на мужскую хозяйственную часть дома. Что же было делать, если мужчина хотел испить воды? Для этого хозяйка выставляла воду и ковш перед входом на женскую половину дома. Если мужчина всё же оказывался на женской территории, то мог быть отруган.

На селе челдонов называли «желтопузыми», такое обидное название для народности в обиходе до сих пор. Прослыли челдоны желтопузыми не случайно. Дело в том, что традиция сибирского чаепития настолько сильна, что говорят: челдон чай пьёт, пока пузо жёлтым не станет. А тут и не далеко до другой расхожей фразы: чай не пил – какая сила? Чай попил – совсем ослаб! Это, как по мне, совсем про челдонов.


Водлозеры

Отмечу, что челдоны относятся к категории 5 неизвестных русских народов, а именно: водлозеры (проживают в республике Карелии, 560-570 человек), семейские (проживают в республике Бурятия, 2500 человек), русскоустьинцы (республика Саха – Якутия), затундренные крестьяне (полуостров Таймыр, 8 человек).


Сегодня можно найти несколько деревень в Сибирском регионе, где проживают исконно русские люди – челдоны. Носителей уникальной самобытной культуры, настоящего русского языка осталось не так уж и много. Не совсем радует тот факт, что мы – жители России – мало интересуемся тем, что должно передаваться из уст в уста, потому что формирует нашу историческую память, которая, в свою очередь, определяет целостность и единство государства.

Считаю, что сегодня мы имеем уникальную возможность ещё больше понять душу русского народа, которого умом понять, пожалуй, и не стоит пробовать. Доказано временем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Марина Холохолова/ автор статьи

Родом из небольшой сибирской деревни Омской области, 8 лет прожила на Ямале, в настоящее время живу в Москве, путешествую по России и миру.
Автор блогов "Гурманотопуск" и "Россия Вдохновляет", ресторанный критик.
Автор и руководитель проекта "Ямальские истории".
Трижды победитель Всероссийского конкурса молодёжных проектов.
Лауреат премии Губернатора ЯНАО "За вклад в реализацию молодёжной политики" в номинации "Событие года".
Дважды руководитель режиссёрско-постановочной группы Международного форума-фестиваля "Мы за мир во всём мире".
Автор направления туризма - стиль-туризм.
Автор и руководитель туристических поездок "Муралы Минска", "Муралы Киева", "Муралы Баку".
Автор тренинга для добровольцев "Этика в общении с людьми с инвалидностью".

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: