Чем закончится каслание? Опыт ЯНАО

Традиционное для Севера и Арктических регионов России оленеводство, по мнению руководства Ямала, должно являться не только визитной карточкой, брендом сохранения этнокультуры, но и стать высокотехнологичным сельскохозяйственным производством. Если этнокультурные особенности оленеводства, как традиционного уклада хозяйствования коренных народов Севера, очевидны, то технологичность и доходность во многом определяются качеством конечного продукта и глубиной его переработки. От пант (рога оленей), мяса и субпродуктов доход один, то от конечной продукции – копчений, колбасных изделий, полуфабрикатов, медикаментов, совершенно другой, на порядок выше. При этом важно не просто произвести переработку, а обеспечить сбыт. Сбытовая политика в данном случае определяется не только спросом, но и требованиями потребителей к продукции.

Фото: Федор Ткачук
Фото: Федор Ткачук. Из серии «Белое безмолвие».

В Европейском союзе, например, для продуктов питания разработана целая система  менеджмента качества, а также комплекс сертификационных требований «Hazard Analysis and Critical Control Points» (Анализ рисков и критические контрольные точки), которые должны быть соблюдены перед выходом производителя и его продукции на европейский рынок. Просто желания быть представленным на европейском рынке продуктов питания давно уже недостаточно. Контроль качества начинается на стадии выращивания растений или животных, продолжается при их заготовке и заканчивается уже в магазине, при продаже, обеспечивая единые требования к качеству продуктов от их создания, до перевозки и хранения.

Жители России, традиционные потребители европейских продуктов питания, получают из-за границы товары, соответствующие требованиям качества Европейского союза. Вполне логично, что и российские производители, добиваясь европейского сертифицирования свой продукции не ухудшают ее потребительские свойства, а повышают ее качество и контроль за ним.

Оленье стадо в ЯНАО, так сложилось в советский и постсоветский период, делится на личное поголовье и собственность сельхозпредприятий. При осуществлении забоя и сдачи оленьего мяса поставщики получают государственную дотацию, которая направлена на поддержание сельхозпроизводителя. Понятно, что учет и порядок субсидирования связан с четким документооборотом заготовительных предприятий. Именно с заготовки оленьего мяса и начинает свою историю Муниципальное предприятие «Ямальские олени». Оно создано в 2002 году, в этот же год в Яр-Сале введен в эксплуатацию современный высокотехнологичный комплекс по убою северного оленя, производительностью 360 голов в сутки или убой 20 тысяч голов в сезон. Применение современных технологий и повышение санитарных требований позволило уже через год МП «Ямальские олени» получить Российские и Европейские сертификаты, что, фактически, аккредитовало производителя на Европейском рынке. Эксперты Комиссии Европейского союза провели инспекцию Ямальского района и комплекса по убою оленей. По ее результатам принято решение об открытии территории Ямальского района для экспорта продукции оленеводства в страны Европейского союза и присвоен идентификационный номер комплексу по убою оленей «Ямальские олени» с внесением в реестр предприятий, имеющих право экспорта продукции в Европу. От сертификации и включения в реестр производителей прошло еще пять лет, прежде чем ямальская оленина поступила в европейские магазины. В 2008 году первые 50 тонн мяса были отправлены в Германию. За период с начала экспортной деятельности до конца 2015 года в Германию, Финляндию и Швецию было поставлено более 2400 тонн мяса северного оленя.

В 2009 году открыт убойный пункт на 200 голов в смену в селе Се-Яха, а в 2012 году аналогичный объект на фактории Юрибей (Ямальский район). В настоящее время на трех убойных пунктах предприятия производится около половины всего мяса северного оленя Ямала.

В предприятии, кроме пунктов убоя, в 2013-14 годах построены цеха по производству полуфабрикатов (пельмени, сосиски и т.п.) и готовой продукции (колбасные изделия и копчения). Именно колбасное производство разместилось в Салехарде. С небольшой экскурсией, в составе пресс-группы представителей федеральных СМИ, корреспонденту ИА «Уральский меридиан» довелось посетить 7 декабря 2016 года. Группу сопровождал начальник колбасного цеха МП «Ямальские олени» Александр Лисанчи.

img_6776   img_6778

img_6777    img_6782

За 2015 год цех произвел 232 тонны продукции. В его ассортименте более 20 наименований готовых изделий. Среди них: колбасы – вареные, копченые, полукопченые, сыро-копченые, сыро-вяленые, полуфабрикаты – фарш, сосиски, деликатесная продукция. Вкусовые добавки: соль, перец, шпик, специи. Производительность цеха – 2,5 тонны. Загруженность мощностей определяется, в основном, наличием устойчивого спроса. Для понимания, результат 2015 года можно было увеличить в 3 раза. МП «Ямальские олени» ориентируется не только на потребителей в Европе, но и российский рынок. У предприятия имеется своя, пусть и небольшая, розничная сеть. Последний, пятый магазин был открыт недавно в Собете. Имеются договоры с крупными оптовиками и розничными сетями.

img_6786   img_6784

img_6785   img_6787

Готовая продукцией цеха и МП «Ямальские олени» представлена в фирменном магазине у проходной салехардского цеха. Оленина, заготовленная и переработанная по современным стандартам качества, становятся доступна не только жителям северных регионов России. Жители многих городов теперь ее могут встретить на прилавках магазинов и лично оценить ее вкусовые качества. Каслание (кочевье оленьего стада) продолжается…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: