Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / Путешествия  / История «брусничной» лодки

История «брусничной» лодки

— Сколько лет этой лодке?

— Давайте считать. В 98-м впервые вышла в Большую Обь, последний зарубок сделан в 2009-ом, получается одиннадцать…

Так начинается разговор с рыбаком Пуйко в посёлке Аксарке, что располагается на живописном берегу Оби, а если смотреть на это место с высоты, то словно отправляешься в головокружительный 3D-полёт как на аттракционах. Пуйко любит своё дело – рыбалку, с оговоркой на профдеятельность, потому что здесь, в Аксарке, да и вообще на Ямале, это именно так, развивается целая отрасль – рыбодобывающая.


— А что это за метки?

— Метки? А, это зарубки! Ну, это как кольца на деревьях, которые, если их посчитать, скажут, сколько лет дереву. Так и здесь, сколько зарубок, столько сезонов отходила лодка…

Тёмно-коричневые, от северного загара, пальцы Пуйко буквально заново выстругивают года жизни «брусничной лодки»: 1998… 1999…2000… «Брусничной» лодку в полном смысле слова не назовёшь, потому что снаружи она выкрашена в зелёный цвет, да и ЗИФовский мотор, который некогда к ней прилагался, тоже зелёный, а вот внутри лодка имела яркий красный образ, но 11 лет предали ей «седины», и издали смесь красного и потёртого дерева дают «брусничный мелодичный» оттенок.


— Интересно, рыба то есть? Что же теперь?

— Как же ей не быть, есть, конечно. Ямал всегда славился своей белорыбицей, мы фронт прокормили в годы войны, мы и сейчас кормим жителей полуострова…

Рыбак знает по рассказам родителей, как тяжело доставалась «золотая рыбка» северянам в годы военного лихолетья, как долбили лёд в 50-градусные морозы, как превращалась в ледышки одежда детей и женщин, в основном они занимались подлёдным ловом, как тягались мешки с солью, чтобы рыба доставлялась фронтовикам.

Глаза Пуйко наполнены любовью к своему делу, передающемуся из поколения в поколение, сохраняя лучшие традиции, которые, к слову, хорошо просматриваются на празднике, например, Дне рыбака.

Яркие краски платьев из сатина, пёстрые платки, ягушки, отороченные мехом, и это в 30-ти градусную жару, чай из самовара и расстегай с щёкуром — такая вкусная северная рыбка, ненецкие легенды о Духе воды, рыбаки в резиновых ботфортах, вышагивающие и кричащие на улицу: «Ани торова! Ани торова!» (Здравствуйте – ненец.), и конечно великая Обь-матушка, о которой хочется петь известной ямальской певицей Еленой Лаптандер: «Обь моя, удивительно ты хороша!» — все эти картинки проносятся в глазах рыбака, как бы наполняя «брусничную» лодку до краёв любовью к своему Краю. Главное, чтобы не перевернулась, главное, чтобы не пошла ко дну, не захлестнули её волны-гиганты.


— А как сохранить рыболовецкую культуру?

— Сохранить, значит рассказать о ней нашим детям и внукам…

Немногословный Пуйко с любовью смотрит на свою лодку, которая теперь стала музейным экспонатом, он и сам может провести экскурсию, рассказав о каждом зарубке, о каждой отметине на ней, потому что это яркие жизненные страницы. Например, небольшая вмятина, которую залатали деревянной дощечкой. Дело было у песков (рыбацкое поселение на Ямале), никто не знал, что будет непогода, и только чайки горланили, то «падая» в Обь, то взмывая к небу, они-то, белобокие, точно знали, что меняется ветер, а ненецкий Дух воды уже уготовил для рыбаков испытание.

«Брусничная» лодка, как и всегда, наполненная сетями и запутавшейся в ней рыбой, направлялась к родному берегу, когда в один момент холодные волны окатили рыбаков. Этот день, буквально, запечатлён в морщинистых уголках глаз Пуйко, но рыбак знал, что Дух воды смилуется, однако, с тех пор аксарковцы не ловили больше нормы ямальской рыбы, нельзя гневить природу, нельзя.

Прикрывая от яркого света рукой глаза рыбак всё же щурится, но уже от улыбки, которая растягивается на лице, да и как тут не улыбнуться: еле передвигая ногами, но уверенной и гордой походкой, в ярком кепаре, с ухмылкой и веснушками на лице, с такими же, как у Пуйко глазами, но ещё не наполненными жизненными воспоминаниями, приближается Ямал – так зовут внука рыбака.


Ямал Сигой – юный аксарковский рыбак, о нём уже можно складывать песни и легенды, потому что это первый мальчишка на Ямале, названный в честь полуострова… Ямал Сигой – как же мелодично, как приятно для слуха, а может и для волн, которые обязательно покорятся этому северянину, ведь знает он, и как сеть закинуть, знает, когда Обь спокойна да белорыбица вкусная, знает, как люди величают рыбку на Дне рыбака, знает, потому что передаются с молоком матери эти знания, не иначе, из поколения в поколение, наполняя «брусничную» лодку самобытностью и колоритом, запахами наваристой щучьей ухи и строганины из муксуна.

 

kholokholova@mail.ru

Родом из небольшой сибирской деревни Омской области, 8 лет прожила на Ямале, в настоящее время живу в Москве, путешествую по России и миру. Автор блогов "Гурманотопуск" и "Россия Вдохновляет", ресторанный критик. Автор и руководитель проекта "Ямальские истории". Трижды победитель Всероссийского конкурса молодёжных проектов. Лауреат премии Губернатора ЯНАО "За вклад в реализацию молодёжной политики" в номинации "Событие года". Дважды руководитель режиссёрско-постановочной группы Международного форума-фестиваля "Мы за мир во всём мире". Автор направления туризма - стиль-туризм. Автор и руководитель туристических поездок "Муралы Минска", "Муралы Киева", "Муралы Баку". Автор тренинга для добровольцев "Этика в общении с людьми с инвалидностью".

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ