Курганцы массово вступают в «Союз воинствующих безбожников»

Очень часто в документах 1920 – 30-х годов попадаются списки членов организации СВБ – «Союза воинствующих безбожников». Что это была за организация и чем она занималась, решила выяснить.

«Союз воинствующих безбожников» – добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году. Организация ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях.  Первоначально был создан Союз безбожников. В апреле 1925 года состоялся I съезд этой организации, который постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, имевшее название «Союз безбожников». С 11 по 15 мая 1929 года в Москве прошел II съезд Союза, который собрал 1200 делегатов, среди которых были крестьяне, рабочие, служащие и учащиеся. Перед собравшимися на съезде выступили: А. Луначарский, В. Маяковский, Д. Бедный, М. Горький и другие деятели культуры. Съезд переименовал организацию «Союз безбожников» в «Союз воинствующих безбожников». На съезде произошло оформление и детского безбожного движения в организацию «Юных воинствующих безбожников». Чем же занималась организация с таким ужасным названием. В первую очередь была развернута огромная работа по пропаганде атеизма среди населения, издавалось большое количество различной пропагандистской литературы: газеты, журналы, брошюры, плакаты.

Вот, что писала по этому поводу газета «Красный Курган»: «10 июня в Москве открывается II Всесоюзный съезд безбожников. За четыре, прошедших года со времени I съезда, Союзы безбожников значительно выросли и сейчас в них насчитывается более 500000 членов, главным образом рабочих и крестьян. Религия во всех ее видах, начиная от знахаря – шептуна и кончая сектантским краснобаем – еще крепко держится в деревне и мешает социалистическому переустройству сельского хозяйства и крестьянского быта».

Значок члена СВБ. 1930 – е гг.

17 февраля 1931 года в Кургане в клубе «Кустопромсоюза» была проведена первая межрайонная конференция Союза воинствующих безбожников. Безбожников начинали готовить с самого детства. В школах, училищах и техникумах открывались «Уголки безбожников». Например, в школах № 11, 14 города Кургана в этих уголках были помещены изречения о религии К. Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и монтаж – газеты «Наука и религия», постоянно читались лекции о христианстве и вреде религии.

Особенно массированной атаке подвергались крестьяне, которые издавна привыкли ходить в церковь и соблюдать все религиозные праздники.

«Громадные средства расходует крестьянство на содержание попов, сектантских проповедников, мулл, шаманов, – писала газета «Красный Курган», миллионы рублей теряет оно благодаря религиозным праздникам, которые сопровождаются пожарами, пьянкой, убийствами и драками. Отсюда вывод – необходимо решительно усилить борьбу с религией. Дело поднятия урожайности крестьянских полей требует больших средств. Прогоним попов, заменим их агрономами, отменим пьяные религиозные праздники, заменим их работой по агрономическому просвещению крестьянства».

Газеты изобиловали заголовками: «Решительный отпор попам и сектантам», «Агроном вместо попа», «Усилим безбожную борьбу», «Безбожники, сомкните ряды!» и т.д. и т.п. Особенно дословно перепечатывались все решения и указания съезда.

«У нас сейчас 250000 попов, раввинов, мулл и сектантских проповедников. Такое положение надо коренным образом изменить. Союз безбожников надо превратить в мощную многомиллионную организацию трудящихся города и деревни. Необходимо говорит съезд, организовать ячейки безбожников во всех колхозах и совхозах. На помощь антирелигиозной работе должны прийти все культурные силы деревни и трудовая сельская интеллигенция. Совместно с ними нужно заменить все религиозные праздники и обряды революционными праздниками: «День леса», «Праздник первой борозды», «День урожая», «День колоса», «Международный день кооперации» и другими,» писала газета «Красный Курган».

Съезд обязал Центральный совет Союза безбожников в кратчайшие сроки издать серию антирелигиозных пьес для деревни и дешевую крестьянскую антирелигиозную библиотечку. Съезд также одобрил решение Центрального совета об отчислении 10 тысяч рублей на организацию «Безбожной тракторной колонны». В 1931 году районным Союзом безбожников начался сбор средств на подводную лодку «Воинствующий безбожник». С 25 июня 1931 года районный союз безбожников провел месячник сбора средств на подводную лодку под этим названием. На первое июля  имелось собранных денег – 148 рублей 94 копейки. Первыми по сбору средств шли Курганский  педтехникум и опытная ферма «Октябрь». В 1932 году начался сбор средств на постройку танка «Уральский безбожник».  Многие ячейки СВБ, впрочем, не очень спешили сдавать подписные листы.

В члены Союза вступали массово. В 1931 году рабочие Союза строителей в количестве 500 человек постановили единогласно вступить в члены Союза воинствующих безбожников и просить о закрытии всех церквей в городе. Такое же решение приняли рабочие консервного завода 420 человек, рабочие Курганского пивоваренного завода и учащиеся педтехникума. Члены Союза выступали за скорейшее закрытие всех церквей в городе.

В 1940 году газета «Красный Курган» писала: «В советском городе не должно быть поповского звона. Давно всем известно, что религия – дурман, но в Кургане не чувствуется борьбы с этим дурманом. Попы, как и встарь, с утра до вечера брякают в колокола, всячески продолжают затемнять несознательное, отсталое население, не получая отпора в этом со стороны безбожников. Прекрасные помещения церквей используются для безобразных целей мракобесов. Первыми обсудили этот вопрос рабочие столовой № 1 на своем летучем митинге. Все, как один сказали: «Записываемся в кружок безбожников. Находим необходимым Троицкую церковь использовать под культурное учреждение. Кроме того, у нас в городе острая нужда в хорошем помещении для столовой. В Тобольске еще в прошлом году некоторые церкви были использованы под столовые; почему этого не может быть в Кургане?»

Участники III районной конференции СВБ в Тобольске. 1929 г.

 Совет воинствующих безбожников проводил антипасхальные, антирождественские кампании. Рост членов СВБ увеличивался, особенно в антипасхальную кампанию. Каждый год вновь вербовались по 300 – 400 членов. В 1932 году  в Зауралье имелось:   59 ячеек Союза, из них в городе находились – 48, в районах – 11. Всего  насчитывалось свыше 8 тысяч членов Союза.

В 1940 году членами «Союзов воинствующих безбожников» по всей стране являлись свыше 3 миллионов человек. В 1947 году «Союз воинствующих безбожников» был официально распущен, а его деятельность передана Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (Общество «Знание»).

На начало 2017 года население Зауралья насчитывало 854 109 человек. В рамках реализации межведомственной комплексной программы гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма в Курганской области на 2014-2016 годы управлением внутренней политики Правительства.

Курганской области в сентябре 2014 года среди населения региона был проведен опрос общественного мнения, который позволил выявить, что к верующим себя относят около половины опрошенных. Количество участников опроса, кто не верит сам, но понимает верующих, составило в 2014 г. 17,9%. 10,7%, опрошенных в 2014 году, ответили, что колеблются между верой и неверием. Степень безразличия и отрицательное отношение к религии и к верующим – 12% опрошенных.

В целом результаты мониторинга демонстрируют, что количество верующих людей в Зауралье, начиная с 2012 года растет (+13,8%). Число тех, кто не считает себя верующим, либо
безразлично и отрицательно относится к религии, практически не меняется. Отмеченные колебания незначительны – в пределах статистической погрешности.

Среди верующих преобладают женщины, их количество увеличивается с возрастом (чем старше возрастная группа, тем больше верующих). Среди представителей различных социальных групп самыми «верующими» можно назвать пенсионеров и домохозяек).

В Успенский Далматовский мужской монастырь (Далматово, Курганская область) братия монастыря открыла и показывает туристам и паломникам Музей атеизма и «Союза воинствующих безбожников». Музейная экспозиция пользуется постоянным спросом и интересом приезжающих.

Вот такая история.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: