Москва – Ямал – Сахалин – Ямал

26 тысяч километров осталось за багажником этого российского внедорожника «Нива». Если бы он знал, когда его покупал в Москве ямальский экстремал-путешественник Андрей Меньшиков, какие пути дороги ему предстоит пройти, вернее, пробраться, преодолеть, то задумался бы о … впрочем, о чём думал этот автомобиль, Андрея Владимировича мало интересовало, он крутил  руль, жал на педали и ехал к своей очередной мечте. Впрочем, российский автопром не подкачал.

Андрей Меньшиков
пресскоференция

Закончилось очередное путешествие Андрея Меньшикова по Северам России. За его экстремальной поездкой по Сахалину на отечественном внедорожнике «Нива» следило много людей, в соцсетях постоянно отслеживали его маршрут. ИА «Уральский меридиан», вслед за путешественником, в своих публикациях делился сведениями о его экспедиции.

Андрей Меньшиков, экстремал и профессиональный водитель, начальник службы КИПиА в филиале «Ямалкоммунэнерго» в п. Пурпе ЯНАО (принадлежит структурам, контролируемым Артемом Биковым и Алексеем Бобровым), член РГО, уже не первый год удивляет своими достижениями.  Например, вдвоём с Александром Еликовым они на автомобиле добрались до самой северной материковой точки России – мыса Челюскина, за 48 дней они проехали, вернее преодолели 16 тысяч километров. Кроме этого, на невзрачном «запорожце» зимой доехали до Салехарда, а до этого добрались до печально знаменитого перевала Дятлова. Кстати, «Ямалкоммунэнерго» выступило одним из организаторов его сахалинской экспедиции.

Андрей Владимирович по делам остановился в Салехарде, где дал интервью, отвечая на вопросы журналистов и просто любопытствующих граждан. Например, когда он был у нас в редакции ТВ «Северный Ветер», наш звуковик спросил, смотрели ли он фильм «Дерсу Узала»? «Да, конечно. Но у него была ограниченная территория, а я хочу увидеть больше». И, конечно же, я с ним вспомнил всех писателей, которые писали о Сибири, я тоже в детстве зачитывался ими. Эта страсть осталась во мне до сих пор, но в отличие от Андрея Меньшикова, я путешествую в документах, но … так завидую этим людям, которые могут воочию увидеть, то что многие представляют только по книгам!

На вопрос, какие цели и задачи преследовала его экспедиция, напомню, он поехал один, Андрей Владимирович объяснил:

Андрей Меньшиков
Путешественник член РГО

«У нас каждый поход зимний. Это поиски  выхода колёсной техники к береговой линии к побережью Арктики. В плане хвастовства, скажу такой момент, нынче прошли на Котельный, экспедиция Минообороны, провела тяжёлую технику на туда. Так вот, часть трека они взяли наш, как выйти на берег моря.

Кроме этого даже не знаю что мы иногда испытываем. То есть нас просят иногда подвезти какой-нибудь чемодан, который куда-то на спутник посылает. Потому что чемодан лыжникам тащить тяжело, лыжники такие расстояния не проходят. Самолётом, вертолётом везти, это пустая затея, потому что мы-то же идём фактически пешком, каждую точку проходим, этот чемоданчик какие-то сигналы туда подаёт. Самолётом, вертолётом подавать там будут пробелы большие. В частности работали на институт, Ханты-Мансийский институт, я сейчас навру как он называется. В общем, у них институт связан с информационными технологиями в космосе. Они ведут слежку за объектами на земле из космоса. Подвозили их чемодан. Подвозили два устройства американских института. Одежду всякую испытываем, спальные мешки. Еду. До этого мы с Сашей Еликовым испытывали прдукцию фирмы «Северный десант» из Нижневартовска. Три года на нас испытывали сублиматы, которые планировалось поставлять в нашу армию. Мы были подопытными кроликами. В этот раз, мне надо было сделать замер в льдах,в Татарском проливе, несколько проб взять. Что я делал? Честно скажу, я не знаю что я делал. Я засверлил какую-то дырку, достал лёд, его сфотографировал, там пощупал, подавил, постучал, как меня учили. Эти данные куда-то слил, передал, там дальше люди обрабатывали.

Я скажу, что это нам тоже выгодно. Выгодно в каком плане. Вот эти системы слежения, спутниковые, если бы мы их брали в аренду, это очень большие деньги, а так мы пользовались бесплатно. Довольны наши, довольны американцы и мы тоже довольны, что бесплатно попользовались, без ограничения разговаривали по спутниковой связи. Были каждую секунду под присмотром трёх институтов. Жена была спокойна, потому что видела на экране монитора, что я делаю, куда я хожу, чем занимаюсь. То есть вообще, полная слежка. Бьётся у меня пульс, не бьётся у меня пульс, вот в таком плане было. Такое взаимовыгодное сотрудничество. Им снаряжать экспедицию дорого, там арендовать у них оборудование тоже дорого, а так все довольны. Всем бесплатно получилось.

Кстати, трудно предугадать, как будет относится местное население к нежданно-негаданному автомобилю, среди зимы, и причём, только один водитель. К тому же с чужими номерами. Ну явно шпиЁн приехал.

«Местное население делится на два диаметрально расположенных отношений к тебе. Первое – зачем ты сюда приехал? И второе – слава Богу, наконец-то мы тебя дождались. Знаете, как иногда бывает напряжённо. Приходишь, они все окружают тебя, как на американского шпиона. Была такая женщина, она ходила за мной сутки, наверное: «Скажи честно, ты зачем сюда приехал? Как появился?». «Посмотреть как живёте, с вами познакомиться». И вот она никак не могла понять – все на юг, я на Север. То есть, потратил кучу денег, познакомится с ней, непонятно.

И второй, когда заезжаешь, а они чужих видели только в Москве, а тут своим ходом. Люди реально представляют, что было достаточно сложно и финансовом плане и временном и они готовы последнее всё отдать. Они кто с чем бежит, кто кусок рыбы. Одна женщина говорит: «Вы ещё долго будете?». «Через только поеду от вас». Она сбегала домой, нажарила рыбы, со сковородкой бежит, отдаёт. Вот такое было.

Когда приезжаешь в село, дети прямо на машине сидят, фотографируются. Они такие счастливые, красотень одним словом».

Естественно, всех интересовал вопрос, какое самое яркое впечатление от Сахалина.

«Сахалин он весь такой необычный. Причём он не столько яркий, а печальный и грустный. То есть, там нет истории кроме каторжной. Каторга и всё. Все эти два месяца, что путешествовал, каторга. Но они там нормально живут. Но я-то начитавшись Чехова «Остров Сахалин» и Пикуля «Каторга» если бы не читал, я бы по другому немного смотрел. А так подтверждение вот этих написанных слов и я всё это вижу, вот эти памятники, тюрьмы. Тут уйти нельзя, тут убежать нельзя. Нет, было, сейчас я навру. Было!

Деревянная вышка нефтяная, вот она сразила. Я ж тут на Ямале привык видеть какие вышки. А там сарайчик такой из досок каких-то собранный. И дырку в земле не бурили, а долото было привязано и бросали. Оно через блок падало, пробивало дыру. Добывали 200 литров нефти в сутки, что казалось, очень хороший дебет, всё отлично, прёт нефть, двести литров поднимаем. Вот это было здорово. И очень яркое впечатление, это Сангин Владимир Михайлович. Это очень известный человек. Человек с огромным, вселенским масштабом мышления. Именем его названа звезда, его день рождения отмечают в штабе-квартире ЮНЕСКО и т.д. Я искал с ним встречу, но никто не мог помочь. Потом какая-то родственница его сказала «Владимир Михайлович к вам придёт». Он пришёл ко мне навстречу. Мы долго говорили. Интересные мысли: и об американских индейцах, и то том, как писать книги и многое о чём только не говорили. И у него сразу такие проекты, даже не то что в масштабе области или даже России, а в масштабе всей планеты сразу. Интересный человек. Это были яркие моменты.

На Сахалине в 1995 году произошла трагедия. Целый город, Нефтегорск, за считанные минуты исчез с лица земли.

«Я туда ехал, знал, что есть такой город Нефтегорск, погибший город. Я хотел туда попасть. Я провёл там ночь, среди этих могил. История этого города очень печальная. В один день, 28 мая в час ночи город ушёл под землю. Две с половиной тысяч человек погибло разом. Они были похоронены заживо. Случился разлом земли, землетрясение, в эту расщелину 17 пятиэтажных домов ушли вниз. Всего населения было 3100 человек, остались в живых те, кто находился на верхних этажах, либо где-то в тундре, тайге ходил на охоту, либо в отпуске был. Те, кто на верхних этажах просто повыбрасывало, первые три этажа просто ушли в землю, а потом просто дом сложился. Был выпускной вечер в школе, весь выпуск погиб, детей похоронило в клубе. Это самое сильное землетрясение в России за всю историю. В 1995 году.

О нём не говорили, замалчивали. Хотя на нём откатали практику спасения. Звезда Шойгу загорелась на этих спасательных работах. На нём отработали несколько технологий по спасению людей из завалов, в частности технологию «5 минут молчания!». Каждый час на пять минут затихает вся техника, и слушают, слушают, слушают, может где-то кто-то зашевелился. Но две с половиной тысяч человек погибло. Мрачное место. Весь город погиб, а стела на въезде в город осталась. Я под стелой поставил палатку и провёл там ночь. Жутко. Такая тишина.  А там всегда на Сахалине дует ветер, всегда… а тут тихо… и всю ночь тишина простояла».

Нас, северян, конечно же интересовало, какую марку автомобиля надо выбирать, чтоб проехать столь экстремальный маршрут.

Андрей Меньшиков пресскоференция

«Если, Арктика, это обязательно дизельный автомобиль, обязательно дизель. Полноприводный, это при любом раскладе, обязательно. И на что хватило денег. В последние годы у нас с Сашей Елькиным – автомобиль стандартной комплектации, так же как эта «Нива». Но что интересно, когда встречаешься с людьми, или переписываешься по интернету, начинаешь слышать стон: «У вас там такая машина, у вас там такие колёса, каждое стоит 100 тысяч, так бы и я ездил». И вот куча всяких левых отговорок «я мужчина на седьмом месяце беременности». Ну всякую ахинею несут, «у меня кеды не того цвета». Поэтому уже несколько лет мы стараемся обязательно в бюджетном сегменте, желательно по низкой ценовой планке показать, что можно сделать на стандартной машине за небольшие, в общем-то, деньги. Что самое главное – это желание. Желание путешествовать, желание узнать что-то новое. У нас с Сашей был такой проект, это был проект Саши, я был участником. За 5 тысяч в Омске купили «Запорожец» и проехали все зимники Ямала. Поднялись на перевал Дятлова летом. Причём это с Ханты-Мансийска была экспедиция, было два крузака 80-х, навороченные, все в лебёдках. Они где-то уткнулись на зимнике, не могли пройти, а мы прошли.

«Нива» специально не покупалась для столь далёкого пробега. Мне на чём было ехать из Москвы. Было два варианта: либо самолётом, либо я покупаю машину. У меня хватило денег только на «Ниву». Из Москвы я заехал в Астрахань, Киров, Пермь, перемахнул Урал, приехал на Ямал, попил чайку, и махнул на Сахалин».

Это же какая реклама «Ниве», ведь 40 лет исполнилось, как вышла первая машина с конвейера?

Наша справка: «5 апреля 1977 года Волжский автозавод произвел первый серийный полноприводный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».

Я думаю, что да. Машина прошла без поломок, если бы я её не бил, не отрывал колёса, но она прошла 46 тысяч километров. На сегодняшний день это была самая надёжная машина, на которой я ездил. То есть у неё не было такой неисправности, которая могла бы привести к фатальному обездвижению автомобиля. Например, у меня было с «крузаком», когда у него топливная в одночасье встала, двигатель умер, что делать. Я, конечно, восстанавливаю всё это на месте, но глазами обывателя, что человек сделает, топливная сдохла? Ну ничего не сделает. Он рядом тоже умрёт когда зима, мороз. Нива такие сюрпризы не преподносила. То есть он чуть-чуть дышала, она могла вывезти к людям куда-то. Так что если бы сказала: «совсем прощай», такого не сделала. Машина всегда должна быть новой. Это твоя жизнь. Потому что кто-то залез, и что там он натворил… нет, машина только новой. И даже если будут сюрпризы, будешь уже будешь анализировать, что с ней может быть. А самая трудная неисправность которую трудно найти, это рукотворная, когда перед тобой кто-то туда залез. Поэтому машина только нова».  

На мой вопрос, может продать «Ниву» как участницу такого сумасшедшего автопробега, или она совсем «убитая» мастер-путешественник со смехом ответил:

«Интересно, а кто-нибудь хочет её купить. С «Нивой» всё прекрасно, она только от того что тонула в морской воде заржавела, а так с ней всё хорошо. Я не умею машинами торговать. Из-под меня все машины выходят мятые, с рванными боками, я никогда их не восстанавливаю, за бесценок отпуская, а иногда просто дарю. Так же и с «Нивой», когда совсём плохо станет по посёлку ездить, тогда кому-нибудь презентую. Но на ней я уже никуда не поеду. Это жизнь, всё должно быть новое».  

Многих интересовал вопрос: а где заправлять своего «железного друга»? Но, оказывается, эти проблемы в Российской Арктике решаются. И причём, самыми оригинальными способами.

«Вот брошенная база, если нефтебаза, сразу видно где есть соляра. Если это бочки, которые на земля валяются, приходится шевелить, стучать, а где нефтезаба с большими емкостями, и даже с небольшими по 5 – 10 кубов, как на бутылках с вином глиняных, по конденсату, наружному куржаку видно. Если голая, нет ничего если в куржаке стоит, соляра есть, и по границе курржака и чистого видно, сколько соляры. Уже научились определять соляру, мазут, по куржаку этому. Лишней работы не делали, сразу подходили, где нас ждёт топливо. Заливаем.

Кстати, со-временем, по цвету она становится ужасной, от жёлтой, до коричнево-чёрной, то есть почти чёрная была, на неё смотреть страшно. Но деваться некуда.

Остаться без топлива это ещё более рискованно. Остаться там без топлива это смерть. Это реально смерть. То есть машина даже если будет чихать, кашлять, но будет как-то двигаться, по крайней мере будешь знать, что пора назад выходить, просить помощи, ещё что-то делать. А остаться без топлива это страшно.

P.S. На мой традиционный вопрос: какие дальнейшие планы? Андрей Владимирович тактично умолчал. Кстати, я его понимаю, ведь есть такая пословица «Хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах». Но, впрочем, Меньшиков не прочь претворить в жизнь такой план, как написать книгу, вот только ему всё некогда, не успев доехать до Пурпе, он уже снова планирует в путь-дорогу. А мы все пожалеем ему счастливой дороги, и главное – вернуться домой, чтоб он рассказал, что там интересного за пределами Ойкумены домоседов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: