Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.


Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / История  / Николай Чудотворец – кто ты?

Николай Чудотворец – кто ты?

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

19 декабря отмечается День памяти святителя Николая Чудотворца. Его считают покровителем путешественников, моряков и детей. Мощи святого Николая хранятся в городе Бари, Италия. Накануне их частицу доставили в Москву. Святыня покинула пределы Италии впервые за 930 лет.

Икона Николая Чудотворца

В Сибирь, ещё задолго до похода дружины под водительством Ермака, изредка наезжали торговые люди, ещё реже – ратные. Несмотря на все социальные различия между ними, в первую очередь все они были православными. Своей веры они, здесь никому не насаждали. Недаром есть в России поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не суйся». Кстати говоря, этому правилу во-многом следовали и в XX в., когда большевики начали заниматься так называемым «национальным вопросом» на окраинах страны. Во всяком случае, в отличие от «просвещённых и демократических» США, в России никогда не было резерваций, но это тема для отдельного разговора.

Любопытные аборигены видели, русские поклоняются другому богу. Позже, инородцы воочию убедились, что «русский Бог» благоволит не только к купцам, но и к военным. В походе на Сибирское царство Ермаку Тимофеевичу сопутствовали православные святыни и духовенство. Позже, сподвижниками этого атамана в город Берёзов были привезены две большие походные иконы – святого Николая Чудотворца, особо чтимого старой Русью, и Архистратига Михаила, как воителя небесного. Всё это не могло сказаться на их отношении к новым источникам для поклонения. К тому же первые казаки, как «добрые христиане» проживая среди поголовно язычествующего населения, волей-неволей знакомили их со своей верой. Ведь русский человек того времени был очень религиозен.

Но почему из всех святых инородцы выбрали именно святителя Николая Чудотворца? Вопрос сложный и очень щекотливый, ведь отношения между верами различных народов в России всегда стояли на особом месте. И как бы там ни было, для инородцев Николай Чудотворец неожиданно стал нечто большим, чем просто лик на иконе.

Выяснилось, язычники, в трудную годину, когда отчаивались получить помощь от своих богов, почему-то стали прибегать к его помощи. Кто первым обратился к нему с молитвой-просьбой, так и осталось вечной тайной истории Сибири. Но как показывают дальнейшие события, святитель не оставил без внимания просьбу нуждающегося в помощи язычника

Как велико было обаяние на инородцев Николая Чудотворца, видно из того, что, не допустив в 1726 году на Обдорский берег митрополита Филофея, всего девятнадцать лет спустя инородцы Обдорской крепостцы, кстати, до сих пор считается, что здесь уже был церковь,  вдруг дали своё согласие миссионерам, на постройку в Обдорске новой церкви. Которая была освящена в 1751 году в честь святого Василия Великого, но уже с приделом в честь святителя Николая Чудотворца.

Икона Николая Чудотворца. храм Петра и Павла, г. Салехард

Крещения инородцев постепенно увеличивались, хотя они не забывали своих родных богов. Но они почему-то шли креститься «по обету» богу Николаю. Местные священнослужители им так и не сумели толком объяснить, что святитель Николай не бог, а человек. И вряд ли инородцы в то время могли бы усвоить это различие, уже успев привыкнуть почитать его богом. С течением времени святитель Николай Чудотворец, как «русский Бог», постепенно стал укрепляться в сознании инородцев. Они его даже нарекли по-своему, остяки стали его называть Торым Никола, самоеды – Нум Никола, а вогулы – Нум-Торым Никола. Всё это были синонимы слов – Бог русский, то есть Бог Николай.

Обдорск (сейчас Салехард) к. XIX в.
Из фондов МВК им. И.С. Шемановского

В журнале «Православный Благовестник» описывается несколько случаев встречи кочевников и Николая Чудотворца. Одни из них произошёл 10 июня 1916 г. на о. Вайгач.

Если вкратце, дело было так. На побережье стояло два чума, где жили «семьи Пырерко и Тайборея». С дровами на берегу моря было плохо, поэтому они собирали на берегу плавник. В один из дней за топливо отправились два сына Тайборея: Филипп, 13 лет, и младший брат Прокопий, 5 лет. Они запрягли собак и поехали по льду, лежавшему вдоль побережья. Лето в тех краях наступает поздно. По берегу ехать было безопаснее, но он уже был изрезан многочисленными ручейками, сбегавшими к морю, поэтому дорога удлинялась. А по льду ехать было гораздо проще,  но опасней, так как коварные трещины и промоины поджидали свою добычу. И вот на такую ледовую западню наткнулись братья. Ширина трещины была более полуметра, а толщина льда – более двух метров. Внизу трещины темнела холодная морская вода.

Не надеясь, что маленький Прокопий перешагнёт через эту пропасть, Филипп решил перенести его на себе. И тут случилось несчастье. «Легко и свободно перескакивая подобные щели без ноши, Филипп не смог преодолеть её с братом на руках. Он выпустил ребёнка из рук, и тот упал вниз». От неминуемой смерти Прокопия «спасла только его широкая малица», она надулась, и получился воздушный пузырь, который удерживал его на плаву. Но утешительного было мало, через несколько минут малица должна была намокнуть, и он бы непременно пошёл бы ко дну. Выбраться на лёд мальчику самостоятельно не получалось, старший брат тоже не мог его достать, напрасно он опускал хорей, одежда уже впитала в себя морскую воду, руки скользили по мокрому и гладкому дереву, он стал медленно погружаться в пучину.

Помощь пришла оттуда, откуда её даже никто не мог ожидать. Неведомо откуда рядом с местом неминуемой трагедии появился незнакомец. Это был седой человек, он был бос, но в ризе и с православным крестом на груди. Во всяком случае, так его описал Филипп.

Склонившись над водою, этот «старец схватил своими пальцами капюшон малицы и поднял наверх уже бесчувственного Прокопия. Нежданный спаситель положил его рядом с Филиппом. Поражённый увиденным, мальчик хотел спросить этого старца, что же ему теперь делать с братом, потерявшим сознание, его уже нигде не было видно, старец исчез также внезапно, как и появился». Тогда он быстро положил бесчувственное тело своего братика на нарты и стрелою помчался домой. На стойбище он подробно рассказал о произошедшем чуде родителям. Перепуганные родители сначала занялись младшеньким, приводя его в чувство. А потом Филиппа «жестоко и нещадно избили», видимо за то, что поехал по ненадёжному льду, а не по безопасному берегу и не усмотрел за братом, а также за враньё. Как-то им слабо поверилось в рассказ поведанный сыном, да и немудрено.

Разрубленная икона Николая Чудотворца

И всё же глава семьи, Иван Фёдорович, решил проверить слова сына, по-видимому, тот слишком реалистично всё описал, а может какие-то рассказы о неких странных событиях из жизни других тундровиков доходили и до него. Во всяком случае, он немедленно поехал к месту чудесных событий и внимательнейшим образом изучил все следы, оставшиеся кругом. Здесь ему пришлось убедиться в истинности слов своего старшего сына. Позже он рассказал о произошедшем местным чиновникам, работавшим на радиотелеграфной станции, расположенной на о. Вайгач. Они разделили его уверенность, что здесь случилось нежданное чудо. А молва о чудесном спасении Прокопия Тайборея разнеслась по всему Вайгачу. Этой нежданной вести обрадовались все православные, как русские так и самоеды, крестившиеся в новую веру. В этом чудодейственном событии люди усмотрели «видимое и неопровержимое проявление милости Божией», поэтому искренне обрадовались ему.

Вскоре слухи дошли до местных властей, всё-таки резонанс был большой, а разговоров и слухов, наверняка, ещё больше. Поэтому отца мальчиков допросил уездный исправник, и тоже был вынужден согласиться с чудесным спасением, в итоге, всем пришлось признать, мальчишки не соврали.

Храм святых Петра и Павла, г. Салехард

Подобные случаи всё чаще стали доходить до слуха русских. Много рассказов о подобных чудесах записал К.Д. Носилов, изучавший Полярный Урал и архипелаг Новая Земля на рубеже XIX – XX вв. Трудно сказать, как относился к подобным повествованиям Николай Дмитриевич, но несколько событий заставили поверить, эти необъяснимые случаи проявления божественных чудес, достоверный факт.

Во всяком случае, все аборигены верили – встреча с Николой Чудотворцем дело вполне возможное, но труднообъяснимое.

Носилов описал несколько случаев подобного чудесного проявления Николы Чудотворца. А ненцы уже тогда говорили, что «велик Бог русский, святой человек Никола самоедам помогает». Видимо были и другие факторы, повлиявшие на весьма сильное изменение пантеона местных богов. Но как бы там ни было, незаметно для себя,  они стали благоговеть пред святителем Николаем. А в трудные минуты жизни, когда уже отчаивались получить помощь от своих богов, стали изредка обращаться к нему с молитвой. Другого-то выхода уже не было. А потом, по своим языческим обычаям давать ему обеты.

Храм святых Петра и Павла, г. Салехард

Шемановский, в статье посвященной почитанию святителя Николая Чудотворца инородцами, добавляет:

«Среди русских обывателей Обдорска существует множество рассказов о том, как гневается святитель Николай на инородцев, уклоняющихся от выполнения «обетов» окреститься. И «друзья» инородцев русские и зыряне, одолевают миссионеров просьбами поскорее окрестить покровительствуемых».

Но миссионер по-прежнему не находил ответов. Зато при общении с язычниками всё больше и больше убеждался, Николай Чудотворец стал для них чем-то особенным. Они утверждали:

«Свято Никола – большой Бог. Он в тундре все может… Никола все видит. Для самоедов он – большой благодетель».

Как и почему на всём Севере России среди инородцев вдруг появился этот персонаж, я не могу сказать. Но то, что Николай Чудотворец занял высокое место в их пантеоне богов, можно смело утверждать.

Даже сейчас церковнослужители не могут объяснить, что же произошло в XIX в., а их коллеги из Греции, до сих пор не могут взять в толк, как же их обычный рыбак, ставший позже Николаем Чудотворцем, получил столь широкое уважение и почитание в Руси, и не только среди православных, но и язычников!

И даже в XX в. его влияние на жизнь кочевников было неоспоримо. Например, у одного ямальского оленевода дела пошли как-то наперекосяк. Хозяин стойбища просил о помощи и своих богов, и Николу Чудотворца, но помощи почему-то не дождался. Тогда в пылу гнева он схватил топор и разрубил икону с ликом святителя на несколько кусков. Очнувшись, он кое-как собрал икону, но… Прошёл год, и в драке его зарубили топором. Внимательные ненцы с ужасом увидели, что рубленные раны на теле человека в точности соответствовали порубам на иконе с ликом Николая Чудотворца.

Могу только предположить: дело миссионеров и простых православных получило неожиданное продолжение. Вспомним поговорку: «свято место пусто не бывает». То есть, после борьбы с языческими богами, им на смену пришли другие защитники людей! И одним из таких покровителей стал Николай Чудотворец .

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

sevanh@yandex.ru

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках. В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ