Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / Городская среда  / Низкопольные мечты

Низкопольные мечты

Что для Кургана означает появление на улицах низкопольных автобусов? В краткосрочной перспективе — определённое повышение комфорта передвижения пассажиров на некоторых маршрутах (да и то там, где есть более или менее оборудованные остановочные пункты). В глобальном же масштабе — при условии существования нынешней системы частных перевозчиков, сохранения конкуренции и отсутствия качественного обновления инфраструктуры, — закупка этих автобусов не значит ровным счётом ничего.

По-настоящему низкопольный автобус ЛИАЗ-429260. В Кургане такие не ожидаются даже в перспективе.

На днях в ходе очередного заседания по теме пассажирских перевозок принято решение — ужесточить контроль за четким следованием графикам. Друзья, это невозможно! Нельзя заставить автобусы соблюдать график, пока не наведен порядок в транспортной системе города в целом, это противоречит всем законам физики! Отставание от графика — не дело рук жадных перевозчиков, это следствие немощности транспортной политики, бардака в кабинетах, автомобильного лобби, отсутствия системы муниципального транспорта, дорожной инфраструктуры и много чего еще. Аналогичные параллели можно провести и с низкопольными автобусами, которые сами по себе не могут изменить качество перевозок в лучшую сторону.

Нужно понимать, что городские власти фактически насильно навязывают перевозчикам низкопольные автобусы, учитывая, что последние обходятся дороже в эксплуатации и не соответствуют модели курганской системы общественного транспорта. То есть перевозчикам они не выгодны, не помогают увеличить прибыль, требуют особого отношения и не вписываются в избитую модель «обгони конкурента, высади пассажира на дороге, а то опоздаешь и т.д».

Проще говоря, эффективность пассажирских перевозок от покупки пусть даже пары десятков таких автобусов не возрастает, ведь они по-прежнему сжаты рамками конкуренции перевозчиков, тотальной экономией и отсутствием городской инфраструктуры должного качества. Это то же самое, что купить ультрасовременный трамвай, параллельно выкапывая трамвайные пути.

Ранее уже высказывалась идея о том, что низкопольный автобус нужен, в первую очередь, для эффективной работы общественного транспорта в городе в целом: жёсткое следование графику благодаря уменьшению времени погрузки/выгрузки пассажиров, увеличение динамики проезда по городским улицам при наличии выделенных полос. Таких задач Курган не ставит и ставить в ближайшее время не будет, да и это невозможно в системе, когда пассажирские перевозки отданы частникам.

Следовательно, когда администрация города говорит, что такие автобусы нужны для повышения комфорта маломобильных групп граждан — она не лукавит: в Кургане это — единственная задача для низкопольных автобусов. Все остальные преимущества мы почувствовать не сможем.

Именно поэтому властям нужно искать способы возвращения к системе муниципального общественного транспорта с характерным для нее исключением конкуренции, централизованным контролем стоимости проезда, прозрачным финансированием, нормализацией графиков, отказа от модели приоритета «прибыльных» маршрутов и т.д, и т.п. Необходимо помнить и о развитии инфраструктуры: удобные остановочные комплексы с визуальной навигацией, ликвидация стихийных парковок и — о, Господи — выделенные полосы, чтобы подвижной состав был способен в принципе графикам следовать. Только в этом случае низкопольные автобусы смогут найти свое место, да и система в целом получит шанс стать вновь эффективной, вернуть пассажиров и их доверие. Ну а пока что количество ежедневных поездок на личном автомобиле будет только расти, перевозчики — терять клиентов, а низкопольные автобусы продолжат слыть дорогими имиджевыми игрушками городской власти.

На фотографии в миниатюре низкопольный автобус в Кургане. Фото URA.RU

hotapple458@gmail.com

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ