Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / Музеи и выставки  / Родившая революцию: о чьём портрете мечтали все заключенные

Родившая революцию: о чьём портрете мечтали все заключенные

Историю одной картины рассказали недавно посетителям Государственного художественного музея Югры в ходе проведения Ночи музеев в Ханты-Мансийске. Это женский портрет кисти Н.А. Ярошенко. На нем можно узнать первую русскую женщину-террористку Веру Засулич. Картина является эскизом к полотну «Литовский замок», на котором живописец изобразил события 1877 года — знаменитой расправы Засулич над питерским градоначальником Федором Треповым. У радикальных, как принято сегодня говорить, слоев населения террористка стала одним из кумиров — по воспоминаниям современников, после той истории все политические и не только политические заключенные мечтали иметь в камере ее портрет. А комитет «Народной воли» выпустил листовку, в которой говорилось: «Для России начался пролог той великой исторической драмы, которая называется судом народа над правительством. Присяжные отказались обвинить ту, которая решилась противопоставить насилию насилие… Вступление к этой драме написала обычная домашняя учительница, которая всегда отрицала террор».

Оправдательный приговор в подобном деле – в котором женщина в здравом уме и твердой памяти стреляет в мужчину с намерением причинить вред — казался невероятным тогда, и о нем написали все газеты Европы. Таким же невероятным он выглядит и сегодня. Тем, кто подзабыл эту историю из курса средней школы, вкратце напомню, кто же она такая — «женщина одного выстрела».

Вера Засулич (1849 – 1919 гг.) была родом из небогатой дворянской семьи, работала учительницей, училась на акушерских курсах и придерживалась народнических взглядов, но отрицала методы нечаевского террора, надеясь, что для прогресса в обществе во многом достаточно просветительской работы. Но ее взгляды изменил случай. Студент А.С. Боголюбов, участвовавший в демонстрации и содержавшийся в ходе предварительного заключения в Литовском замке – питерской тюрьме с одним из самых строгих режимов содержания, — вызвал негодование градоначальника и был подвергнут жестокой экзекуции. В декабре 1876 года градоначальник осматривал казематы, а обессиленный, больной цингой Боголюбов не смог снять перед ним картуз во второй раз. Чиновник велел высечь «нарушителя» прилюдно и посадить в карцер. Телесные наказания на тот момент в России были законодательно запрещены уже на протяжении 14 лет.

Заключенные подняли бунт против случившегося беззакония, жестко подавленный, Боголюбова запороли до потери сознания. История возмутила общественность. В России ждали наказания для жестокого чиновника, но не дождались (к слову, Трепов заслужил известность тем, что участвовал в подавлении польского восстания 1863-64 гг. и что у него таинственно возникло крупное состояние неизвестного происхождения).

Власти делали вид, что ничего не случилось. Засулич, как потом поясняла на суде, не видела иного способа привлечь внимание к этой проблеме, кроме покушения. Купила револьвер, пришла на прием к Трепову и выстрелила практически не целясь, ранив в область таза. Сопротивления при задержании не оказывала, ее судили, и ей грозил двадцатилетний тюремный срок.

То, что реформа судебной системы 1864 года России сделала возможным оправдание Веры Засулич, — это известно каждому. Многие представители консервативной прессы в Москве тогда писали, что эксперимент с судами присяжных полностью после этого процесса провалился. Князь Мещерский писал в мемуарах, что никто из разумных людей никак не мог понять, как могло состояться в зале суда такое страшное глумление над законностью: женщина стреляла в человека, тяжело ранила его, а ее признали невиновной и отпустили (вскоре она выехала в Швецию, скрываясь от возможных преследований)…

Художник Николай Ярошенко (1846-1898 гг.) – русский и украинский художник, портретист, член Общества передвижников, которого называли «совестью» этого движения. Он был мастером «мотивов гражданской скорби» — остро реагировал на несправедливость, общественные проблемы, рассказывал о людях неравнодушных, деятельных. Конечно, он не мог обойти вниманием тот случай и написал картину «Литовский замок» в 1881 году. К сожалению, она не сохранилась. Сообщается, что холст по ошибке был свернут красочным слоем наружу, отчего тот трескается и осыпается. Но трудно представить, чтобы опытный художник мог допустить такую небрежность. И если вспомнить, что в марте 1881 года император Александр Второй был убит в результате покушения, то как-то перестаешь верить в случайность исчезновения картины такой рискованной тематики.

А эскиз к «Литовскому замку», изображающий Веру Засулич, входит в коллекцию Государственного художественного музея Югры и украшает его залы. Сегодня с ним соседствуют картины начала советского периода, также не чуждые революционной тематики – такую мини-экспозицию музейщики составили к Ночи музеев, которая, впрочем, называлась совсем не революционно — «Хождение за три моря».

На этом празднике любители бардовской песни слушали гостя праздника, автора-исполнителя Рамиля Бадамшина, уставшие от зимы северяне «грелись» на выставках Г. Баймуханова «Путешествие в Крым» и «Художник и море. К 200-летию Айвазовского» (морские пейзажи из фондов музея»,  проходили квесты, на мастер-классах учились рисовать, делать панно, аппликации и сувениры на морскую тематику, а любители кино смотрели шедевр немого кино «Путешествие на Луну» 1902 года – один из первых цветных фильмов в мире (пленка раскрашивалась вручную).

Ну, а тем, кто не мог прийти в музей и не посмотреть его бессменное достояние – шедевры русской живописи, — представился шанс увидеть их с новой точки зрения, как историю развития в стране революционных идей (у нас ведь год столетия Октябрьской революции). Заведующая филиалом Государственного художественного музея Югры – домом-музеем В.А. Игошева Надежда Сухорукова рассказала об этом всем желающим, среди которых было немало молодежи. Довольно современно звучали истории о возникшем в 1820 году в России обществе помощи художникам, боровшемся за освобождение живописцев (большинство из них в России были крепостными). О художниках-передвижниках, отказавшихся в качестве дипломных работ писать сюжеты на библейские, мифологические и исторические темы – предпочитали правду жизни. Как известно, они остались без дипломов и существовали на средства, выручаемые от продажи картин, проводили передвижные выставки в разных городах, помогали друг другу. И о более поздних картинах – революционного времени и начале советского периода, когда в искусстве, как и в общественной жизни, происходил отказ от стандартов и традиций прошлого, шли поиски новых идеалов, новых идей, нового художественного языка.

Рядом с портретом Засулич — эскиз к картине «Солдатушки – бравы ребятушки» Валентина Серова (1865-1911 гг.). На нем изображен момент расстрела мирной демонстрации в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года. Живописец был очевидцем событий – они видел из окна здания Академии художеств, как солдаты расстреливали идущие с хоругвями семьи рабочих, как они стаскивали с деревьев и закалывали штыками любопытных мальчишек-зевак. Узнав, что приказ о расстреле отдал дядя Николая Второго, великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии художеств, Серов вышел из состава Академии и никогда больше не писал портретов царской семьи.

Ханты-мансийские старшеклассницы Варвара и Алина тоже оказались среди участников «революционной» экскурсии: — «Очень интересно видеть на примере живописных шедевров  изменения, которые происходили на протяжении многих лет в России и в других странах. Россия всегда была связана с окружающим миром, а сегодня эта связь гораздо сильнее, чем кажется. Что касается темы экскурсии, то отношение к революции зависит от того, какая она. Если несет положительные перемены и достигается мирными способами, как искусстве, например, — тогда это наш метод».

На Ночь музеев девушки пришли сами, не в рамках школьных культпоходов. Алина призналась, что планирует в будущем профессионально реализоваться именно в искусстве, а Варвара просто предпочитает живопись технике, поэтому пришла именно в этот музей. «Очень нравятся морские пейзажи Айвазовского и других мастеров, представленных на выставке», — говорит девушка. Надо сказать, с зеленым цветом волос она, как русалка, очень гармонично смотрелась в морском антураже. Оказалось, такая расцветка  столице Югры входит в моду среди молодежи – на празднике было несколько зеленоголовых девушек. «В нашей школе несколько девушек тоже покрасились в зеленый. Это, с одной стороны, удручает, ведь хочется быть особенной, с другой – видно, что есть единомышленники, и это клево! Учителя не запрещают, только иногда расспрашивают – зачем?».

Ну, как зачем, дорогие учителя? Молодежь ищет себя и свой путь – как и Россия: триста, двести, сто лет назад и сегодня. Сначала одежда, прическа, музыка, книги, интернет, видеоблоги – с возрастом масштаб мыслей и действий наверняка будет расти. Пусть этот путь будет бескровным и конструктивным, хорошо бы для этого все мы наконец научились понимать уроки прошлого и делать работу над ошибками.

Фото автора, из vk-группы Государственного художественного музея Югры и из открытых источников

madamecynic@gmail.com

Жительница Ханты-Мансийска. Домохозяйка, мать, журналист-фрилансер.

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ