Салехардцы увидят хронологию исследований "Мертвой дороги"

Салехардцы увидят хронологию исследований «Мертвой дороги»

Строительство железной дороги Чум – Салехард — Игарка проходило с 1947 года по 1953 год. Железная дорога должна была связать Европейскую и Азиатскую части страны на северных широтах и обеспечить круглогодичное сообщение с наиболее труднодоступными ее регионами. Главной была цель обустройства морского порта в Арктике. Руководило строительством Северное управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства МВД СССР, которому подчинялись строительства №501 (Чум — Пур) и №503 (Игарка — Пур). В 1947 году на строительстве железной дороги было занято около 30 тысяч человек, в 1951 году — более 73 тысяч человек, а в 1953 году — 28 тысяч заключенных. После смерти Сталина, когда началась реорганизация системы ГУЛАГа, многие «великие стройки» были свернуты, такая же судьба постигла и стройку №501. Всего же по линии Салехард — Игарка было построено более 800 км. пути. Оставшаяся недостроенной и заброшенной железная дорога получила с легкой руки журналистов название «Мертвая дорога». Об истории строительства трансполярной магистрали написан уже не один труд, но при этом, до сих пор мало говорится о тех, кто по руинам мертвой дороги и по остаткам лагерей вдоль ее трассы прошел немало походов и экспедиций, о тех, кто эту историю создавал.

В МВК имени И.С. Шемановского (ЯНАО, Салехард) начала свою работу экспозиция «Вдоль по «Мертвой дороге», приуроченная к 70-летию с начала эпопеи железнодорожного строительства середины XX века на Ямале, вошедшего в историю как Строительство №501. Экспозиция воссоздает хронологию исследований, знакомит ближе с ее участниками и плодами их трудов, которые, как и сама дорога, уже стали частью этой истории. На выставке впервые будут представлены фотографии из разных экспедиций по мертвой дороге, публикации в прессе об экспедициях, подробная карта, с нанесенными на нее при помощи GPS техногенными объектами и остатками лагерных сооружений, которые удалось обнаружить, а так же некоторые из артефактов, привезенные участниками экспедиций из лагерей Строительства №501. Многие из этих предметов, переданных в музей в разное время участниками экспедиций, еще никогда не показывались на выставке, как и большинство экспедиционных фотографий.

Всего в фондах музея хранится более 2000 предметов и документов по истории 501-й стройки, формирование которых началось в 1988 году во время совместной экспедиции по «мертвой дороге» сотрудников Музея и журналистов. В 1989 в отдельном зале площадью 45 кв.м была открыта постоянная экспозиция «Стройка-501», посвященная истории железнодорожного строительства Чум–Лабытнанги–Салехард–Игарка. На ней были представлены материалы из фондов музея: фотографии, лагерная атрибутика (фонари, решетки, колючая проволока и др.).

Выставка «Вдоль по «Мертвой дороге» будет работать до 7 июля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: