Северный морской путь – кто был первый?

Северный морской путь, это словосочетание сейчас на слуху у многих, даже в информагентствах нет-нет, да и проскочит какая-нибудь новость. Но, честно говоря, у меня создаётся стойкое впечатление, что корреспонденты и те, кто им даёт интервью зачастую не знают историю Севморпути, особенно читая «опусы» некоторых публицистов просто диву даёшься, как можно не знать историю собственной страны, но с таким апломбом рассуждать как это было. Поэтому зрители и читатели уверены, изучение началось только что, ну в крайнем случае в середине XX века, вот они – первопроходцы с экранов ТВ и листов газет! Разочарую  … изучение Арктических морей началось задолго до этого.

Карта Северного морского пути

Начну свой краткий обзор с очень серьёзного труда «Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану, между Карским морем и Беринговым проливом, до 1820 года», которое написал барон Фердинанд Петрович Врангель. В своей книге он очень точно подметил, как опасен был Северный морской путь, и особенно для европейских мореплавателей:

Фердинанд Петрович Врангель

«Все покушения мореплавателей других народов, проникнуть Ледовитым морем из Европы в Китай, или из Великого океана в Атлантический, ограничены на западе Карским морем, на востоке меридианом Мыса Северного, непреодолимые препятствия, останавливавшие иностранцев в дальнейшем плавании, преодолены нашими мореходцами. Они более привыкли к суровости климата и пользовались всеми средствами, который представляла им смежность России и Сибири, уже покорённой».

Особо отмечу, что голландцы и англичане начиная с XVI века, пытались пройти этим морским путём. В Лондоне даже была создана «Московская компания», одной из целей которой было пройти арктическими морями до Китая. Впрочем, тогда все искали дороги то в Китай, то в Индию, привлечённые слухами о баснословных богатствах, правда, при этом находили совсем другие земли и даже на неизвестный континент случайно напоролись. Впрочем, словосочетание, «неизвестный континент», это весьма сильно сказано! Оказывается, в Америку викинги задолго до европейцев проторили морские дороги, так что Колумб был здесь далеко не первым. А как показывают последние исследования учёных, жители Америки также плавали в Европу, но об этом почему-то мало говорят.

Вернусь к Арктике. Экспедиции, бороздившие Ледовитый океан чаще всего безвестно исчезали и, в лучшем случае, спустя годы и десятилетия находили их останки. Например, в 1553 году англичане снарядили три корабля. Они взяли много торговых товаров и запасов продовольствия на два года. Пройдя Скандинавию, эскадра попала в бурю и лишь один корабль смог дойти до устья Северной Двины. Остальные зимовали в устье реки Архина. Через год их обнаружили карелы: «Стоят они на якорях в становищах, а люди на них все мертвы и товаров на них много». В 1580 году бесследно исчезла ещё одна экспедиция англичан, вероятно, им всё же удалось достичь острова Вайгач, а вот дальнейшая судьба неизвестна. Скорее всего, они погибли во льдах. Позже предпринимались неоднократные попытки достичь отдалённых земель. В 1595 г. голландская экспедиция не смогла преодолеть тяжёлые льды Карского моря, и была вынуждена повернуть назад. И вот что интересно в этой истории, по пути они встретили два русских судна поморов-промысловиков, у которых собрали сведения о полуострове Ямал, Обской губе и о проходе на реку Енисей.

Виллем Баренц

На следующий год, новая экспедиция под руководством знаменитого морехода Виллема Баренца, отправилась штурмовать Северный морской путь. Но даже ему этот ледовый орешек оказался не по зубам. Как и его предшественников, его судно было затёрто льдами. И можно легко представить всё их разочарование и досаду, когда эти всемирно прославленные мореходы, после зимовки, возвращаясь на лодках, тоже встретили два русских судна, оказавших им помощь. У них экспедиционеры собрали сведения о полуострове Ямал, Обской губе и о проходе на реку Енисей. Во время этого плавания Баренц умер.

Но почему англичанам, голландцам и другим, так не везло в морях русской Арктики, спросите вы? Ведь они же были одними из лучших мореплавателей того времени, смело бороздили моря и океаны, открывали новые земли. А «ларчик просто открывался», у теплолюбивых европейцев не было опыта северных зимовок, корабли не были приспособлены к экстремальным арктическим плаваниям, поэтому экипажи гибли, если корабль затирало тяжёлыми морскими льдами. Есть много воспоминаний свидетелей, случайно находивших на Севере последний приют отважных мореходов. Поэтому, совсем не случайно один иностранный исследователь, описывая попытки европейцев пройти через Карское море, с сожалением и завистью заметил:

«Каких трудов и несчастий избавились бы голландские и английские мореплаватели, отыскивая северо-восточный путь в Индию, если б могли пользоваться гидрографическими познаниями, которые в Великом Новгороде известны были за несколько сот лет до того».

Увы, освоение Северного морского пути было сопряжено со страшным риском, на побережье Арктики есть немало могил, молчаливо свидетельствующих, как опасен он был. И в тоже время по ледовитым морям спокойно ходили русские поморы, новгородские ушкуйники, они здесь освоились совсем неплохо, знали условия плавания, фарватеры, успешно торговали с аборигенами.

Почему сейчас заслуги русских мореходов упорно замалчиваются? Почему? Это, как говорится, уже совсем другая история.

Добавлю ещё такой щекотливый нюанс, который раздражает Европу до сих пор, европейские королевские дворы только и ждали возможности застолбить за собой участок сибирской территории, и совсем неважно, что эти земли уже находились под сенью Российской короны. Кстати, на Дальнем Востоке, подобные случаи бывали и даже на рубеже XIX – XX веков, так что уж говорить про XVII – XVIII столетия.

Не верите, вот несколько фактов. Как только позволял климат, в арктических морях тут же начинали активизироваться иностранцы. К примеру, на Шпицбергене с 1676 по 1720 год находилась голландская колония, добывшая за это время более 30 тысяч китов и отправившая почти 6 тысяч кораблей с китовым жиром. В начале XVIII века голландские предприниматели при активной поддержке своего правительства в союзе с Англией, а позднее Германией, пытались юридически закрепить за собой Шпицберген и Новую Землю, принадлежавшие России по право первооткрытия их русскими мореходами. И такие попытки предпринимались на всём протяжении XVII и XVIII веков, причем границы территориальных притязаний постоянно расширялись, аппетиты у европейцев всё возрастали.

Впрочем, особо отмечу, и российские чиновники приложили к этому руку. Доходило даже до того, что местные бюрократы заключали частные сделки с некоторыми государствами за счёт территории России в Заполярье. Например, в 1826 году некто Голямин, представитель русской администрации на Кольском полуострове, уступил норвежцам 400 вёрст береговой полосы с незамерзающими бухтами всего за 20 чёрно-бурых лисиц и 3 тысячи рублей. И это не анекдот.

Англия, Голландия, Швеция, Норвегия, а начиная со второй половины XIX века и Германия, открыто стремились вытеснить Россию из бассейна западных морей Ледовитого океана, и прежде всего из незамерзающих бухт на Мурманском побережье и устьев великих сибирских рек: Оби и Лены. К сожалению, эти ничем не подкреплённые наглые притязания продолжаются и в XXI веке.

Корабль Виллема Баренца

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: