Сибирские миссионеры и чиновники – кто сильнее?

На страницах ИА «Уральский меридиан» я уже рассказывал о миссионерской экспедиции «Славянский ход-2017». И вот, по прошествии нескольких дней, немного успокоившись после этого действа (мне пришлось его освещать по ТВ «Северный Ветер» г. Салехард), я начал анализировать полученную информацию от православных священнослужителей. И почему-то вспомнилось, какие усилия миссионерам приходилось прилагать в XVII – XIX вв. чтобы не то что крестить инородцев, а просто самим выжить в суровых условиях Сибири.

О Православной миссионерской деятельности в Сибири до революции можно рассказывать долго. Поверьте, там столько намешано, перемешано, перепутано и так далее, что можно голову сломать. А всё из-за того, что миссионерство в Сибири всегда было обособленным. С одной стороны язычники, с другой – чиновники… да, да, да, чиновники зачастую наносили такой удар под дых усилиям миссионеров, что и врагов не надо. А ещё были жители, которые смотрели на усилия миссионеров, и вообще на аборигенов, свысока. И те, и другие, и третьи к церкви, в большинстве своём, относились потребительски. Хотя могу особо отметить, что инородцы были честнее, чем православное начальство. И таких случаев в журнале «Православный Благовестник» отмечено немало.

Напомню, в Уставе русской Православной миссии было записано, «никаких насильственных мер для обращения в Православие не допускается». Поэтому проблем с христианизацией среди язычников было хоть отбавляй. Другие религии были не столь щепетильны, вспомним хотя бы костры святой инквизиции, полыхавшие практически по всей Европе, жестокие религиозные войны. И там тоже боролись за души и умы «заблудшей паствы», но своими неприхотливыми, но жестокими, беспощадными к иноверцам методами, и это несмотря на то,что эти иноверцы тоже были христианами.

Журнал «Православный Благовестник»

В России миссионерскую деятельность тоже развивали, но совершенно другими способами – проповедники своим примером и добрым словом, обучению инородцев грамоте на русском и местных языках, должны были приводить их в лоно Православной церкви. Для «цивилизованной» Европы такие действия казались неприменимыми, проще было огнём и мечом бороться с инакомыслием, тем более в таком тонком деле, как религия. Вот вам еще одно различие между «варварской и дикой» Россией и «просвещённой» Европой. Поэтому русское миссионерство всегда напоминало «едва держащееся здание», особенно после Высочайшего Указа от 17 апреля 1905 года, в котором говорилось о веротерпимости. После его выхода, многие миссионеры в Тобольске были уверены, миссионерское дело неминуемо погибнет. Но игумен Иринарх (Иван Шемановский служивший в Обдорской миссии в это время) в своей статье «Указ 17 апреля о веротерпимости и Обдорская миссия» вполне резонно им возражал:

«На самом деле указ 17 апреля вовсе не тревожит нас и не беспокоит. Он имеет свое значение лишь там, где применялось насилие над свободой совести инородцев. У нас же более чем где-либо допускалась так называемая веротерпимость и признавалась свобода совести, не смотря на то, что миссия, судя по истории ее, должны была действовать часто на самоедов и остяков путем насилия, нравственного гнета и давления.

За успех распространения христианства в обдорском крае мы не тревожимся ныне, как не беспокоились и прежде. Мы не заманивали инородцев язычников в церковь и не навязывали им принятие святой веры. Святая вера наша, как таковая, сама всегда привлекает исповедующих темное шаманство, не признающее Бога Любви. И язычники инородцы постоянно идут к нам сами, прося просвещения истинами веры православной и требуя святого крещения. В сем воля Божия и мы миссионеры исполнители ее.

Не даст ли, однако, указ 17 апреля поводов инородцам христианам к отпадению от святой веры? Конечно, даст, но только отщепенцам, в каковых не было недостатка и раньше. Что было прежде, то и теперь будет. Но мы бодро глядим вперед на миссионерское дело, которому, глубоко убеждены, не умалиться, а множиться отныне предстоит все больше и крепче».

Впрочем, миссионерство в Сибири всегда держалось на плечах энтузиастов, от государства помощи было немного. В основном это были указы и советы. Кстати, Пётр I в своем Регламенте даже здесь смог ввести единые правила, несмотря на то, что условия путешествий в разных регионах Сибири, а тем более России весьма отличались.

В журнале «Православный Благовестник» был написан большой отчёт архиепископа Томского Макария, когда в 1906 году ездил зимой по епархии.

«Обыкновенно архиереи совершают свои поездки для обозрения епархии раз в год и притом в летнее время. Время это для ревизии церквей рекомендуется и регламентом Петра Великого. Зимнее время признавалось неудобным: «ибо и епископ, и церкви посещаемые на корм и иные нужды издержать (зимою) более, чем летом». Эти излишние расходы и потому еще заставляли архиереев уклоняться от зимних поездок, что в XVIII и начале XIX веков они обязаны были производить обозрение епархии на собственный свой счет. Хотя с соизволения Государя Императора Николая Павловича с февраля 1828 года стали им ежегодно отпускаться из казны прогонные деньги для этих разъездов, но, по установившейся практике, обуславливаемой и известными удобствами, редко в какой епархии архиерей отваживался в зимнюю стужу и морозы предпринять путешествие, как сопряженное со многими неизбежными в такую пору лишениями, затруднениями и неудобствами».

Между прочим, в Тобольской епархии священники «злостно нарушали» императорский Регламент, путешествуя по Ямалу и зимой и летом, приспосабливаясь к природным условиям и к кочевому образу жизни инородцев. Это давало им больше возможностей для влияния на кочевников, так как «сидящих по своим юртам» было немного.

Увы, нравы людей на рубеже XIX – XX веков стали резко меняться, о чём с грустью было замечено, тем же архиепископом Макарием:

«Раньше главною заботою или целью святителей при обозрении церквей было – поощрять пастырей добрых и исправных, вразумлять и вселять страх в нерадивых и беспечных и вообще убедиться лично на месте в благоповедении и исправности по службе подчиненного духовенства. Ныне задача усложнилась. Предоставленные правительством народу разные свободы, религиозные и гражданские, вскрыли много недостатков в православной пастве. Книжные люди, или интеллигенты, (выделено мной) успели поколебать в сознании народа самые основы религиозно-нравственной жизни и даже привить ему понятия, не имеющие ничего общего с христианством и его вековечными идеалами. Под руководством тех же сердобольных печальников и либеральная печать не мало поусердствовала над этим делом, в частности над подрывом в народе доверия к своим пастырям. Настала тяжелая пора для духовенства: борьба с крамолой».

О влиянии интеллигенции писали и другие миссионеры. В рубрике «Известия и заметки» в 1907 году была опубликована весьма тревожная заметка. Конечно, оценивать ее можно по-разному, в зависимости от занимаемых позиций. С одной стороны революционеры смогли увидеть реальный результат своей подрывной работы, а с другой – церковники били тревогу, бессильно наблюдая, как все их проповеднические достижения неотвратимо рушатся, и результат всей многовековой работы становится никому не нужным. Вернее, некоторыми их достижениями ловко пользуются борцы за новое счастье. И хотя события происходят в Чувашии, но такое же положение дел начало складываться во всей Российской империи, в т.ч. и в Сибири.

«За последние два года среди крещенных и некрещеных инородцев ведется сильная пропаганда со стороны революционеров, преимущественно посредством распространения печатных книг и брошюр на родном языке. Особенно сильной пропаганде подвергаются чуваши; молодая чувашская интеллигенция образовала особый кружок, руководители которого стремятся ввести в дело образования чувашей новые основы – основы социально-политические, что видно из издаваемых печатных произведений. Средства на издания своих произведений кружок получает от комитета социал-революционеров.

Инородческим священникам-миссионерам совершенно необходимо всеми силами противодействовать деятельности революционеров, старающихся погубить то великое и святое дело, которое было основано Н. И. Ильминским при высоком покровительстве К. П. Победоносцева.

Нужно бы изыскать средства на издание книг и брошюр на чувашском языке против учения революционеров и принять другие меры борьбы с этим великим злом».

Оценивать воздействие интеллигенции на умы граждан можно по-разному. Отмечу, служители культа и здесь давали дельные советы, как выйти из создавшегося положения. Но это тема для отдельного разговора.

Димитрий и Николай ловят рыбу

Кстати, современные церковнослужители, и даже патриархи, в минуты кратковременного и редкого отдыха бывают совсем как дети. Вот этот кадр удалось сделать как епископ  Николай Салехардский и Ново-Уренгойский и митрополит Тобольский и Тюменского Димитрий, дожидаясь, пока теплоход «Родина», на котором плывёт «Славянский ход» ловили рыбу с причала… честное слово, они были как дети счастливые. Кстати, им повезло сырка наловили много, видимо хранитель Севера и рыбаков святой Пётр им помогал. А ещё хочу добавить, как только теплоход дал три гудка и отвалил от пристани, через 15 минут снова хлынул дождь… а ведь тучи сутки сновали туда-сюда по небу, грозясь чем-то… вот и задумайся Гидрометцентр…

Кстати, да, вспомнил, наловили оба, Димитрий и Николай почти полный пакет сырка, им помогали только снимать с крючка, хотя оба противились этому, и не было там в быстротекучих тёмных струях Оби водолазов, которые бы подсаживали на крючок рыбу, всё было честно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: