Вашингтон в Кургане?

Как можно сравнить несравнимое? Очень просто: все дело – в деталях. Если вы когда-нибудь посещали замечательный испанский город Барселона или, к примеру, столицу США – Вашингтон, или, хотя бы, видели их карты, то, вполне вероятно, обращали внимание на необычное расположение сетки улиц, являющееся чуть ли ни визитной карточкой этих и некоторых других городов в мире. Жители Кургана должны знать, что, оказывается, и в их родном городе можно встретить аналогичные планировочные решения пусть и в очень утрированном виде. Давайте отбросим все предрассудки и попытаемся заметить самое интересное.

Столица Каталонии, кроме того, что является одним из важнейших туристических городов Европы, известна миру районом Эшапле с его характерной архитектурно-планировочной схемой: ортогональная регулярная сетка улиц, наложенная на октогональную сеть кварталов. Всё это пересекается широкими диагональными улицами, проходящими через центральную часть города. Отцом столь оригинального планировочного решения для Барселоны являлся гениальный архитектор – Ильдефонс Серда, чьи труды находят отклик в сердцах передовых городских планировщиков мира и по сей день.

Район Эшампле сверху

В проекте Вашингтона, разработанного Томасом Джефферсоном совместно с Пьером Ланфаном, мы можем наблюдать похожий вариант организации городских улиц, однако кварталы там имеют стандартную форму – правильного четырехугольника. Использование такого способа разбивки улиц является очень выгодным с точки зрения транспортно-экономических аспектов: увеличение свободных городских территорий, уменьшение удельной транспортной нагрузки, удобство при зонировании и многое другое.

Вашингтон О.К. со спутника

В силу исторически сложившейся модели на территории России подобная планировочная схема встречается в основном в исторических центрах и частном секторе, в то время как советское градостроение, например, уверенно делало выбор в пользу радиально-кольцевой, а еще чаще – гибридной схемы. Хотя поначалу в XIX веке в Российской империи пытались межевать кварталы именно по строго ортогональной схеме, следуя тенденции европейских городов. А вот диагональные бульвары, разрезающие регулярную застройку, у нас практически не прижились.

Мкр. Востоный в Кургане на карте 2ГИС

Тем не менее, если внимательно поискать, то во многих городах все же можно обнаружить элементы столь необычной для нашей страны планировки. Например, разбивка кварталов мкрн. Восточный в Кургане по своей концепции позволяет найти нечто общее с тем же Эшампле в Барселоне и центральной частью столицы США. Частая сетка улиц Восточного смело пересекается по диагонали бульваром Мира. Такая схема крайне выгодна с транспортной точки зрения, однако, в случае рассматриваемого микрорайона попросту избыточна и не реализует свой потенциал. Надо сразу сказать, что к настоящему «бульвару» бульвар Мира имеет весьма посредственное отношение – это обыкновенная улица, зачастую лишенная даже тротуаров. Конечно, мы все прекрасно понимаем, что сам Восточный, являясь простым периферийным районом частого сектора – с присущей ему полузаброшенностью, отсутствием элементарной инфрастуктуры и некоторой маргинальностью, – уж никак не становится в один ряд с мировыми гигантами и проводить подобные аналогии нелепо. Но давайте не будем ханжами!

Мкр. Восточный со спутника

Разумеется, всем бы нам хотелось, чтобы сравнение с известнейшими городами мира проводилось по качеству городской среды, общественного транспорта, уровню социального благополучия… Или мы бы сравнивали новую транспортную политику Кургана с проектом «суперкварталов» Барселоны… Но пока это невозможно. В нашем случае все гораздо скромнее, но оттого не менее увлекательней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: