Ярмарки Тобольской губернии

Ярмарки Тобольской губернии

Ярмарка, как особый вид отношений в социуме

С давних времен, Русь славилась своими ярмарками. Они были грандиозными праздниками и веселым представлением результатов крестьянского труда. Русский народ умел не только хорошо работать, но и отдыхать с размахом.

На ярмарке можно было купить товар на самый изысканный вкус, за любую цену, многое увидеть и услышать, принять участие в развлекательных конкурсах, увидеть скоморохов и шутов, посмотреть кукольное и даже цирковое представление. Здесь же читали стихи, устраивали представления театра Петрушки, выступали раешники. Ярмарки предлагали людям множество развлечений, недоступных в обычное время. Многие русские писатели отразили образ ярмарки в своих произведениях.  Например, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Сельская ярмонка», или в сказе Лескова «Левша», в повести Алексея Толстого «Детство Никиты», дается описание торговли с присущими ярмарке шутками и прибаутками. Ярмарочную кутерьму всегда освещали и местные газеты.

http://gorodnews.ru

Кроме ярмарок, устраивались торжки и базары, но численность их участников была значительно ниже, поскольку эти торговые мероприятия не были так популярны и имели местный статус. Они достаточно часто проводились в какой-либо деревне или селе, собирая в основном местных жителей, да и продолжались всего неделю, тогда как ярмарка длилась не один месяц.  Праздничность ей придавали приток большого числа людей из отдаленных местностей, ожидание дня наступления гуляний, и подготовка, как жителей, так и купцов, к ее проведению. Купцы по-разному зазывали или закликали народ, используя стихотворный и песенный жанр. Ярмарка была мощным культурным зарядом, одной из форм межнационального общения.

В современном мире, с его широким информационным полем, можно найти много интересного, спорного, невероятного, даже сказочного о ярмарочном празднике и торговле.

Ярмарки являлись неотъемлемым атрибутом русской культуры, своего рода ежегодным праздником, который возник в XIV-XV веках. В узком понимании специфика ярмарочной торговли, в силу своей внутренней структуры, была направлена, в первую очередь, на создание праздничной атмосферы. В отличие от календарных обычаев и обрядов, праздники всегда вносили элемент развлечения в повседневность, поэтому играли особую роль в жизни общества. В текстах книг, достаточно часто, написание слова «ярмарка», встречается как «ярмонка», или «ярмонга»: «… российския и иностранныя товары – из Москвы, из Ирбитской и Макарьевской ярманок». «… а по большей части в Ирбитскую и Макарьевскую ярмонги».

http://img0.liveinternet.ru

Сибирская торговля, началась одновременно с завоеванием Сибири, и первым товаром, вызывавшим наибольший интерес, была пушнина: «Города Тобольска торговля купеческая состоит большею частию пышным товаром – соболями, лисицами, песцами, недопесками, белкой, горностаем, бобрами, кошлоками, ушканиной, то есть зайцами…». Возникновение ярмарок было закономерным и ожидаемым явлением общественного быта.

Ярмарочная торговля играла для Тобольской губернии особую роль.  Являясь одной из форм организации рынка, она отражала характерные черты развития региона.

Ярмарки и торжки Тобольской губернии берут свое начало от приходских церковных праздников, поэтому, большинство ярмарок Западной Сибири, носит имена разных, глубоко почитаемых святых. Население обычно не усматривало в них никакого религиозного значения: окрестные жители, как правило, собирались в большом селе или слободе, принося с собой съестные припасы и лакомства. Год за годом, сборы к празднику и организованная в его пределах торговля, переходила в торжок, который в свою очередь, постепенно увеличиваясь, способствовал образованию обширной ярмарки. В первой половине XVIII века собственные ярмарки имели примерно две трети городов Западной Сибири. В 1850 году ярмарки устраивались почти в каждом городе и были более продолжительными, чем в центральной части страны. На крупные ярмарки стекалась «масса ремесленников, извозчиков, носильщиков и пр. не считая уже личностей, занимающихся умственными трудами как-то медиков, адвокатов и т. п.»

В южной части Тобольской губернии торговля была сравнительно слабо развита. Торгующими лицами, являлись купцы, крестьяне и инородцы. «Торговые обороты состоят в том, что они приобретают разные продукты в местах, где они дешево стоят, и перепродают их в других, где они в цене». При этом в месте сбыта товара, они приобретали другие предметы, которые можно было выгодно продать в месте отправления. Наиболее привлекательным местом, как для торгующих, так и для покупающих был Ишимский округ. Расположение города на главном сибирском тракте, среди богатых земледельческих и скотоводческих округов губернии, было удобным для торговцев. Тем более, что Ишим граничил с торговыми городами: Петропавловском и Шадринском.

Наибольший наплыв продавцов и покупателей в Ишим совпадал с местными ярмарками, которые устраивались трижды в год: «Соборная, на первой неделе великого поста, Никольская-летняя, с 9 по 15-е мая и Никольская-зимняя, с 27-го ноября по 15-е декабря». Кроме того, в первое воскресенье Великого поста в городе устраивался торжок, на который тоже съезжалось много окрестных крестьян. Для России Ишимская ярмарка был особым рынком сбыта мануфактурных, бакалейных, медных, железных и других товаров. Зимняя Никольская ярмарка, являлась важнейшим рынком сбыта продуктов скотоводства. Сало, коровье масло, хлеб, кожи, овчина – пользовались особой популярностью у жителей южной части Тобольской губернии. Летняя же ярмарка была более скудна – ее главными товарами были мануфактурные и крестьянские изделия. Азарт торговли был настолько велик, что город превращался в одну большую торговую площадь.

http://telegraf.com.

Вне ярмарок торговля в Ишиме была «совершенно ничтожна», поскольку город был незначителен, а в округе имелось несколько крупных ярмарок. Долгое время Никольская ярмарка занимала ведущее место по Тобольской губернии. В 1913 году она вошла в десятку главных ярмарок Российской империи.

С возникновением Ирбитской слободы, незамедлительно начинается торговля, которая быстро развивается и переходит в ярмарку. Спустя десять лет в середине XVII века она становится известной по всей России и Сибири. Она была приурочена к празднику Богоявления, когда в Ирбитскую слободу, как центральный пункт между деревнями, съезжалось много народу: «где является народ, тут образуется и обмен – торг». Год за годом число промышленников и торговцев увеличивалось, а ярмарка стала ежегодной.

Усмотрев в ярмарке средство сближения с Сибирью, царь Михаил Федорович, в 1643 году, утвердил законодательным порядком официальное ее существование. Со второй половины XVII века  Ирбитская ярмарка стала главным местом закупки хлеба и других товаров, идущих в Сибирь.

Историки, в своих работах, отмечают помпезность и широкий охват Ирбитской ярмарки: «Про ярмарку и выражались больше односложными словами да знаками восклицания: «а, Ирбит!» или: «это ведь в Ирбитской было!», подразумевая, что эта ярмарка есть основа, центр, развязка всех дел, своего рода «крайний судья».

Жители Ирбита обустраивали свою ярмарку – возводили капитальные лавки, склады, гостиницы и особняки с номерами. В 1864 году заступил на полувековую службу Пассаж — огромное по тем временам трехэтажное здание. Пассаж был местом не для бедняков, посетить его могли только «сливки» общества».  Торговля продолжалась до определенного часа, затем следовали вечера музыки, поэзии, моды и других светских увлечений. Существовал Ирбитский ярмарочный театр, гражданина Рудакова, в котором шли спектакли, спасавшие приезжих «миллионщиков,  золотодобытчиков, пушноторговцев, оптовиков-мануфактуристов, от кабаков и азартных игр».

Исследователи отмечают, что ярмарки тех лет, поглощали азартные игры, а карты и алкоголь были основным конкурентом интеллигентным развлечениям. Описано достаточно примеров «удовольствий», предлагаемых на ярмарке: «Каждый год наезжала сюда знаменитая «гостиница с арфистками», где усталые от торга и счета барышей и «сборов», «не дикие люди» отдыхали каждый вечер на лоне бесшабашного животного веселья». «Пьянство уже растет… пьянство страшное!… У кабаков, которым здесь имя «легион» – кучами валяются пьяные». И только, с изданием указа императора Николая I о запрете азартных игр, утихли страсти в салонах и клубах высшего общества, а как следствие, и на ярмарочных площадях.

На каждой из ярмарок, можно было встретить интересные и редкие товары, например: швейные машинки, «конфекты» Екатеринбургской фабрики, породистых лошадей и даже книги известных русских классиков: Толстого, Достоевского, Тургенева и других.

События, происходившие на ярмарках, торговлю и развлечения освещали газеты тех лет.

Особый интерес представляют ярмарки, проходившие в Обдорске и Сургуте. Для жителей севера «ярманка» была грандиозным праздником, а население имело возможность общаться, собираться вместе. Северные ярмарки, а именно, в Сургутском округе (одна в селе Ларьятском в мае и одна в селе Юганском в июне), находились под строгим надзором местных властей, так как нередко русские торговцы, пытались спаивать остяков, чтобы купить за бесценок звериные шкуры и мех.

Ярмарочная атмосфера: ликование народных масс, ликование чиновников и аристократии, а также зрелищность и масштабность народных гуляний, выражалась в интересных и необычных развлечениях: «Город, как следует, переполнен цирками, фокусниками, «дикими людьми» – «могущими сожрать 1000 кошек и 1000 собак и глотать пламя», как гласит одна из афиш.     На ярмарке, человек того времени, имел возможность не только продать товар, но и проявить свой талант, показать умения, навыки в разных областях, раскрыть обществу, как положительные, так и отрицательные стороны личности. В общем значении, для Тобольской губернии и Сибири XVIII-XX веков,  ярмарки явились стимулом повышать значимость родного края, поднимать экономическую сторону жизни на новый уровень, стремиться к лидирующей позиции среди регионов. Этот всенародный праздник – неотъемлемая глава истории сибирского народа, ее культурный продукт, ставший началом для общества в целом.

http://new.stihi.ru

Торговля, фольклор и быт сибирского человека, составили фундамент для строительства ярмарочных отношений в социуме. А главное, ярмарка способствовала человеческому общению, обмену новостями, что при отсутствии средств массовой информации было чрезвычайно важно. Ярмарочной культуре была дарована долгая жизнь в воспоминаниях современников, сохранившиеся о ней свидетельства и сейчас остаются источником для исследования фольклорных приемов, символов и образов. Сегодня мы наблюдаем возрождение ярмарок: осенних, весенних, масленичных гуляний и других. Безусловно, необходимо возрождать, сохранять и развивать эту традицию.

Статья опубликована автором поста в журнале «Реликвариум», 2015. №5

Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: