Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / Курганская область  / Будущее новых микрорайонов Кургана

Будущее новых микрорайонов Кургана

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Несбалансированная хаотичная застройка характеризует большинство российских городов сегодня. Разорванность районов снижает качество городской среды, усиливает зависимость от личного транспорта, нивелирует рентабельность общественного, непомерно растягивает улично-дорожную сеть и инженерную инфраструктуру, а также ведет к угнетению городских и, в особенности, исторических центров, сокращая бюджетные источники для их развития. В большей степени эта проблема актуальна для районов индивидуального жилищного строительства, порой занимающих площадь большую, чем городской центр, однако и памятники модернизма в лице унылых бетонных микрорайонов активно поддерживают эту тенденцию.

Микрорайон Заозерный — самый густонаселенный район Кургана

В последнее время в вопросах массовой жилой застройки наметился некоторый прогресс и современные микрорайоны, характеризующиеся большей эстетической привлекательностью, уже трудно назвать точной копией своих советских предшественников, при возведении которых стремились к сокращению сроков и массовой унификации. Тем не менее ситуация, когда строительство спальных районов опережает развитие инфраструктуры, делая ставку на личный транспорт и провоцируя перепробеги, встречается повсеместно. В одном только Кургане можно найти целую уйму подобных примеров.

Один из них — Заозерный, изначально являясь образцом мощной машины советского градостроения, а по сути — изолированным от городского центра районом, сегодня считается наиболее перспективной территорией для расширения площадей жилой застройки. Именно в этом районе будет введено наибольшее количество квадратных метров жилья в ближайшие годы. Заозерный подразделен на множественные микрорайоны, застройка которых происходит активно ведется и поныне. Здесь активно пытаются развивать общественные пространства, проводить городские события, формировать локальные социальные группы, однако, как и положено в таких случаях, развитие транспортной и пешеходной инфраструктуры запаздывает на десятилетия. Интенсивное строительство в 4-м, 7-м и новейшем 16-м микрорайонах лишь наглядно демонстрирует этот факт.

Уже сейчас жители разрозненных домов того же 7-микрорайона испытывают трудности в связи с отдаленным расположением ближайших остановок общественного транспорта и отсутствием внятных внутриквартальных проездов. Разумеется, с развитием микрорайона и строительством новых домов ситуация стабилизируется — появятся новые маршруты, остановочные комплексы, множественные точки коммерции, будет продлены незавершенные ныне проезжие части улиц и организовано светофорное регулирование на оживленном перекрестке пр. Голикова и улицы Илизарова. Но проблема в том, что люди живут там уже сейчас и ежедневно на своих плечах ощущают ошибки планирования. Жизнь в ожидании светлого будущего — знакомый вот уже многие десятилетия лозунг вполне привычен нашим гражданам: и живущим в частном секторе, переполненном грязью, и купившим квартиру во вроде-бы современном городском районе.

Аналогичное, правда в гораздо большем масштабе, справедливо и для еще строящегося 16-микрорайона, расположенного настолько далеко даже от главной транспортной артерии — пр. Голикова, что о пешеходной доступности с последним можно будет забыть. 16-микрорайон, это более 400 тыс. запланированных к вводу квадратных метров жилья, доступ к которым возможен в основном с автодороги КурганШадринск, то есть фактически — с трассы и уже знакомой нам улицы Илизарова. Конечно, через много лет 16-микрорайон будет органично вписан в густую застройку и улично-дорожную сеть постоянно расширяющегося Заозерного, когда вокруг не будет пустырей, мелкие болота будут осушены, а многочисленные озерца станут популярными местами отдыха горожан, но это, как вы понимаете, вновь возвращает нас к грезам о светлом будущем, пусть и обозначенном в Генплане города.

Большинство центральных улиц Кургана приспособлено для комфортного передвижения пешком

Что касается других районов Кургана, то здесь ситуация более удручающая: масштабы строительства по сравнению с тем же Заозерным в них значительно ниже или сведены к нулю. Некоторые районы фактически замерли еще с Советской эпохи вместе со своими проблемами и перспективы их дальнейшего развития весьма туманны. Собственно, Генеральный план это наглядно подтверждает. Если в центральной части города еще происходят какие-либо положительные эволюционные изменения, то такая периферия как районы Северный, Восточный и еще более отдаленные — Глинки, Керамзитный, Черемухово — список можно продолжать, — вынуждены прозябать в ожидании редкой квоты внимания городских властей. Стоит ли говорить о том, что с учетом низкого качества как общественного транспорта, так и транспортной системы Кургана в целом, жителям этих районов приходится несладко при ежедневных перемещениях в другие части города. Добавим сюда отсутствие пешеходной инфраструктуры и даже наружного освещения на некоторых улицах. На выходе получается целый комплекс проблем, многие из которых (например, изолированность) решить очень непросто, а главное — крайне дорого, что приводит к своеобразной консервации и полной отстраненности жителей от участия в городской жизни. Последний фактор Администрация города еще как-то пытается исправить поддержкой территорий общественного самоуправления (ТОСов), однако, учитывая нынешние экономические реалии, это — капля в море. Хотя некоторые успехи ТОСов все же стоит признать.

Стоит вспомнить и о центральной части города, где одной из самых труднопреодолимых проблем является, конечно же, уплотнительная застройка, превращающая пространство в сгусток транспортных проблем и разрушающая визуальных облик городского центра. Никаких предпосылок к изменению существующего положения пока нет, а значит ситуация будет лишь усугубляться. Все же в контексте данной статьи рассматривать этот район не имеет смысла, так как любой муниципалитет всегда старается хоть как-то благоустроить вид перед окном администрации, а значит в сравнении с другими районами проблем здесь на порядок меньше.

В итоге получается картина, когда множественные городские территории развиваются неравномерно, в отрыве от соседей, с постоянно усиливающимся гнетом транспортных и социально-экономических проблем, без четкого понимания властями целей и перспектив. Нужно понимать, что качество жизни в городе зависит не от количества введенных в эксплуатацию квадратных метров, и не от длины построенных дорог — оно зависит от удобства и доступности объектов инфраструктуры, качества общественного транспорта, вовлеченности жителей в процесс планирования и управления городом, насыщенной общественной жизни, а также от стремления местных властей развивать свой город, ставя во главу угла интересы конечного жителя. В этом смысле нам есть над чем работать.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

hotapple458@gmail.com

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ