Что не так с безналичной системой оплаты проезда в Кургане?

Пробуем разобраться, почему не нужно спешить с заявлениями вроде «в курганских автобусах можно будет ездить без денег«.

Итак, в областном центре постепенно вводят безналичную систему оплаты проезда. Изначально планировалось, что уже к марту 2018 года все маршруты перейдут на нее и пользоваться общественным транспортом (так орду перевозчиков называют в Кургане) станет проще. Шаг правильный, шаг полезный. С недавних пор оплатить проезд можно банковской картой и даже – сейчас внимательно! – системами бесконтактных платежей Pay. Вот за эту опцию хочется сказать отдельное спасибо. Это действительно круто. Также по-прежнему доступна частично обкатанная система платежных карт, которые необходимо приобретать у перевозчиков. Но и это еще не все! Оказывается, разработаны и специальные наручные браслеты, с помощью которых тоже можно произвести расчет за поездку! В этом смысле Курган надо поздравить: 2017 год действительно пришел и в общественный транспорт города.

Почему, однако, не стоит слишком ликовать от внедрения новых возможностей. Разумеется, безналичная и бесконтактная оплата, это крайне удобно… в эффективной системе городских пассажирских перевозок. Курганская система пока что таковой не является. А все потому, что несовершенство общественного транспорта (отсутствие муниципального перевозчика, согласованных графиков, выделенных полос движения и многого другого) будет ставить жирные палки в колеса техническому прогрессу. Самых основных проблем две, и они очень существенны.

Во-первых, из-за разделенности бухгалтерий индивидуальных предпринимателей, на практике невозможно договориться о едином билете на смежных маршрутах. То есть если вы едете с пересадками, вам придется оплачивать проезд заново при каждой смене автобуса. В муниципальной системе такая проблема преодолима, в существующей в Кургане – крайне маловероятно. При правильном подходе пассажир должен оплатить проезд только один раз и, получив билет, предъявить его в следующем автобусе. Раньше на этом принципе базировались ежемесячные проездные: вам нужно было лишь купить один такой проездной на месяц и, предъявляя его, осуществлять неограниченное количество поездок. Сейчас, даже при наличии транспортной карты, оплачивать проезд придется каждый раз заново. Это очень затратно и неудобно. Хотя, конечно, возможны определенные позитивные решения в данном направлении, но пока что верится в них мало.

Второй, и самый главный камень преткновения – толпа в часы пик. Допустим, у вас есть транспортная карта/смартфон с функцией Pay/браслет, и вы намерены оплатить проезд безналичным способом. Что вы будете делать, если вас запихнуть на заднюю площадку ПАЗика утром по пути на работу? Обычно в таких случаях все пассажиры собирают монетки в общую кучу и передают кондуктору через весь салон, ведь он физически не может протиснуться к вам. А как быть с бесконтактной оплатой? Транспортную карту, допустим, еще можно передать через соседей, но будете ли вы передавать на другой конец салона свой IPhone или снимать браслет с руки? Это крайне небезопасно во всех смыслах. Что касается браслетов, они позиционируются как «более мобильный и удобный способ оплаты для студентов», но, как видим, все их преимущества попросту нивелируются обычной утренне-вечерней толпой. Решить данную проблему можно только функциональными реформами всей системы общественного транспорта города – когда автобусов на маршруте будет в разы больше, они станут просторными и начнут ходить с короткими (!) интервалами. Вот тогда толпа по утрам просто не появится и вы спокойно сможете воспользоваться всеми нововведениями.

Резюмируя вышесказанное, мы видим, что наличность еще очень долго не выйдет из оборота при оплате проезда в общественном транспорте. Новая система лишь частично упростит ежедневные поездки, но без коренных изменений транспортной политики города нельзя говорить о каком-либо принципиальном повышении удобства. Рановато еще.

Фото: kikonline.ru

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: