Да будет свет!

Да будет свет!

Мы настолько сейчас привыкли к электричеству, что уже не представляем себе, как люди обходились без него раньше. А ведь еще чуть больше века назад освещение на улицах и в домах было очень тусклым. Масляные и керосиновые лампы и фонари не давали должного освещения, не говоря уже о работе предприятий, которым просто необходима была электрическая энергия. Правда, на некоторых крупных курганских предприятиях Смолиных, Балакшиных, мельницах Дунаевых, Бакиновых уже в конце ХIХ – начале ХХ веков было электрическое освещение, получаемое при помощи иностранных динамо – машин. Однако, все острее становилась проблема отсутствия электрической энергии в городе.

В 1910 году гласный Курганской городской Думы С.А. Балакшин внес в Думу предложение о строительстве в Кургане электростанции.

В объявленном конкурсе победил проект немецкой компании «Siemens & Halske», занимавшейся производством электротехнического оборудования и бытовой техники.

    

С.А. Балакшин на Курганской электростанции. 1914 г.

В августе 1913 года приступили к строительству здания на улице Береговой, а в декабре начались работы по натяжке проводов электроосветительной сети.

Здание Курганской электростанции.

В 1913 году в газете «Курганский вестник» писали: «Фирма «Сименс и Гальске», строящая в Кургане городскую электростанцию принимает на себя также через Городскую Управу устройство электрического освещения в домах. Центральные улицы города будут освещаться лампами накаливания, которые уже подвешиваются на тросах посредине улиц. С открытием электрического освещения улица Троицкая и Дворянская  и все переулки будут освещаться 110-ю подвесными  100 свечными  лампами».

Электрические столбы на улице Троицкой. 1914 г.

В городе сразу же появляются фирмы, предлагающие монтаж оборудования электроосвещения в домах горожан. Вот объявление, опубликованное в газете «Курганский вестник» от 12 января 1914 года: «Технико – промышленное товарищество в городе Кургане по улице Дворянской в доме И.Я. Андреева извещает жителей города, что в следствии того, что городская электростанция будет функционировать с 19 февраля 1914 года, Товарищество принимает заблаговременно заявки на установки  электрического освещения. Составление смет немедленно и бесплатно. Товарищество открывается  1 января 1914 года. Громаднейший выбор люстр, плафонов, ламп; столовых, стенных, уличных, герметических, а также материалов для проводки. Ввиду того, что Товарищество получает материалы непосредственно от заграничных заводов, цены будут вне всякой конкуренции».

По случаю введения электричества в магазинах города началась срочная распродажа с большими скидками спиртовых и керосинокалильных  ламп и фонарей. В 1914 году Курганская Городская Управа объявила, что в связи с переходом на электрическое освещение продаются на выгодных условиях малоподержанные керосино-калильные фонари системы Галкина, фонари «Россия». Осматривать фонари и справляться о ценах можно будет в Управе в часы занятий Курганского городского общественного управления.

Банкет по случаю запуска первой электростанции. 1914 г.

Для горожан были установлены специальные правила пользования электрической энергией, вот некоторые пункты проекта этих правил:

  1.  Лица, желающие устроить у себя электрическое освещение, устраивают проводку в квартирах за свой счет, согласно с правилами, установленными на этот предмет строительным отделением Министерства внутренних дел.
  1. За освидетельствование установки, ввод и присоединение к счетчику Курганская городская Управа взыскивает с каждого абонента при числе ламп от 3 до 10 по 1 рублю 25 копеек с лампочки, но не менее 7 рублей 50 копеек, при числе ламп от 11 до 20 по 1 рублю 10 копеек с лампочки. За освидетельствование установки моторов от ¼ до ½ лошадиной силы по 1 рублю, от ½ до 1 лошадиной силы по 1 рублю
  1. Плата за электрическую энергию назначается по счетчику в 30 копеек квт/час. Часовая стоимость горения 10 свечной экономической лампочки накаливания, дающей приблизительно столько же света, сколько одна 15-линейная керосиновая лампа, обходится в 1/3 копеек в час или 2 копейки в 6 часов.

За недолгое время действия городской электростанции неоднократно наблюдались случаи порчи  ее имущества: электрических лампочек, рефлекторов, абажуров.

11 мая 1914 года напротив пивной «Жигули» в 9 часов вечера по улице Центральной на электрические провода был наброшен расплетенный медный кабель низкого напряжения, вследствие чего перегорели и погасли лампочки уличного освещения, такие же металлические проволоки были наброшены по Троицкому переулку и Береговой улице, что также повлекло за собой погасание целого ряда лампочек.

 Городская Управа, будучи уверена, что подобные злоупотребления являются делом рук «местных  подонков общества», решила строго преследовать их, и по обнаружении, привлекать к уголовной ответственности.

18 января 1916 года Городская Управа признала желательной постановку двух электрических  фонарей, для освещения пути от города к железнодорожной станции, пролегающего по крестьянской земле.

В первые советские годы планировалось осветить электричеством четыре улицы: Свободы, Советскую, Всеобуч и Телеграфный переулок. Лампы по 25 свечей каждая в количестве 70 штук,   должны были быть расставлены на углах и посередине кварталов. Стоимость эксплуатации уличного освещения оценивалась в 25 тысяч рублей в месяц.

В 1927 году в ночные часы в городе освещались улицы: Свободы, Советская и переулок Телеграфный до вокзала, действовало всего 59 точек горения. На расширение уличного освещения рассчитывать не приходилось, из-за перегруженности электростанции.

В 1928 году на улицах города было уже 74 точки горения, но по – прежнему, из-за нехватки электроэнергии осветить все улицы города было невозможно. В 1930 году дело дошло до того, что Горсовет  принял решение: ввиду изношенности машин и перегруженности электростанции предложить директору станции прекратить прицепку в сеть новых абонентов, а также увеличение точек горения, как учреждениям, так и частным лицам

Но кроме малой мощности электростанции, существовали еще должники, которые несвоевременно вносили плату за электроэнергию, в результате чего на электростанцию не поступало топливо (дрова и уголь). В 1928 году в газете «Красный Курган» опубликовали список этих самых должников: «Народный дом должен электростанции 1831 рубль, администрация Горсовета – 222 рубля 20 копеек, Горкомхоз – 718 рублей. Всего за электроэнергию станция не может получить 3300 рублей, к тому же плюс 2265 рублей которые должен «Кустпромсоюз» за дрова.

Конечно, существенным недостатком для городского населения и местной промышленности было отсутствие мощной электростанции. Ветхая, с плохим изношенным оборудованием, городская электростанция снабжала предприятия города электроэнергией только на 35 %. Мелкие, кустарно построенные электростанции  давали еще 45% электроэнергии. Из-за недостатка электроэнергии, временных, но частых аварий заводских станций и ветхости городской электростанции предприятия не имели полной нагрузки, не говоря уже о том, что квартиры рабочих не освещались электричеством.

В 1931 году на заседании Горсовета было доложено о положении дел с электроэнергией в Кургане: «На электростанции производится ремонт машин, но не вполне удовлетворительно из-за недостатка материалов. Станция работает при поддержке электростанции турбинного завода, освещая город по частям. Перебои в освещении и вообще подаче тока происходят вследствие вредительства на линии. Есть неисправности в линии, зависящие от самой станции. Низкая квалификация монтеров и кочегаров». Давались обещания – недостатки устранить при пуске станции турбинного завода, но дело так и не улучшилось.

Строительство городской электростанции было запланировано на начало 1935 года. Общая стоимость строительства оценивалась в 100000 рублей. Но, видимо, к строительству так и не приступили, потому что и в 1937 году Курганская электростанция не обеспечивала электроэнергией не только промышленные предприятия, но и городское население. Почти половина города не имела электрического света.

В 1939 году в строй вступила вновь построенная железнодорожная ТЭЦ, был запущен первый турбогенератор мощностью 1500 квт. Это хоть как-то сняло напряженность.

В 1943 году на ж/д ТЭЦ была запущена в эксплуатацию новая турбина, и вопрос  снабжения предприятий электроэнергией  был полностью решен.

Но только в послевоенные  годы вопросом электроснабжения города занялись серьезно. В 1948 году началось строительство ТЭЦ завода «Уралсельмаш».

В 1948 году на уличное освещение Кургана было потрачено более 50 тысяч рублей. Бригады монтеров городской электростанции заканчивали освещение улиц Советской и Куйбышева, была начата установка фонарей на улицах Ленина и К. Мяготина. До 15 сентября 1948 года должны были получить свет улицы Рабочая, Красина, К. Маркса, М. Горького, Гоголя и Володарского.

А в 1951 году в западной части города начинается строительство новой Курганской ТЭЦ, запуск которой был произведен в ноябре 1956 года.

Курганская ТЭЦ. 1960-е гг.

В 1951 году газета «Красный Курган» писала: «В три раза по сравнению с прошлым годом усилено уличное освещение в городе. Мачты с двумя фонарями установлены по обе стороны улиц Ленина, Советской, Куйбышева, Красина и Гоголя. Проведено электрическое освещение в 450 новых домов». Это уже был прогресс!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: