Екатеринбург отмечает юбилей фотографа, а ХМАО – эколога

ИА «Уральский меридиан» продолжает рассказывать о значимых датах Уральского Федерального округа в своем проекте «Уральский месяцеслов». В этом проекте мы объединяем памятные даты, в которые происходили важные события для регионов УрФО, это и биографии выдающихся личностей и события повлиявшие на ход истории и развитие родного края.

Вениамин Метенков с супругой,1895 год

В Свердловской области 160 лет назад, 25 марта (6 апреля) 1857 года, родился фотограф В. Л. Метенков. Празднование юбилея пройдет в музее «Дом Метенкова» сегодня, 6 апреля. В трех своих исторических залах музей открывает ожидаемую юбилейную выставку. Ее основу составят около 50 фотографий мастера, большая часть из которых будут представлены в оригинальном виде. Экспозиция покажет также личные вещи Метенкова и его семьи, расскажет о его коммерческих заказах (визитные и кабинетные портреты 1890—1910-х годов), об альбомах и каталогах открыток, фильмах и экспериментах с изображением. В программе вечера ожидается угощение юбилейным тортом. Вход на вернисаж свободный.

Биографию Вениамина Леонтьевича в «Календаре памятных дат в истории Урала. 2017 год» рассказывает доктор исторических наук Алексей Геннадьевич Мосин:

Вениамин Леонтьевич Метенков родился в Миасском заводе (ныне город Миасс в Челябинской области), одном из крупнейших центров золотодобычи на Урале. Его отец, мещанин города Троицка, к уезду которого относил-ся Миасский завод, был владельцем скорняжно-меховой мастерской. Воспитываясь в старообрядческой среде, Вениамин в детстве овладел лишь церковной грамотой, но на протяжении всей жизни занимался самообразованием. Фотографическим делом Метенков увлекся, когда ему было 18 лет, и вскоре понял, что это и есть дело его жизни. В 1880 году он открыл в Миасском заводе свое заведение «Новая фотография», два года спустя стал членом Русского технического общества. Начав, как это было принято, с портретной фотографии, Метенков вскоре увлекся видовой съемкой, в поисках натуры объездил множество приисков, шахт и рудников. В этом занятии он был первопроходцем.

В 1883 году В. Л. Метенков переезжает в Екатеринбург и открывает здесь свое фотографическое ателье, сразу ставшее популярным у жителей города. Несколько месяцев спустя газета «Екатеринбургская неделя» так оценивала фотографическое мастерство Метенкова: «…его перспективные группы – новинка не для одного Екатеринбурга – превосходны. Мягкость полутонов, изящество и отчетливость работ вообще не оставляют желать лучшего. Они напоминают скорей кисть художника, а не свет, работающий в камере-обскуре. Несмотря на прекрасное исполнение, цены, назначаемые г. Метенковым, весьма не высоки и общедоступны». К этому времени Метенков уже проявил себя как изобретатель и мастер фототехники. Созданное им приспособление позволяло снимать группу фигур, стоящих не на одной линии, как тогда было принято, а размещаемых на разных планах. Это позволяло создать не просто фотопортрет, а «портрет-картину», что в статье «Екатеринбургской недели» и именовалось «перспективными группами». За изобретение «перспективного снаряда» Метенков был удостоен медали Русского технического общества.

В 1884 году Метенков выпустил «Виды города и окрестностей», представляющие собой монтаж из 14 снимков. Он выполняет заказы на съемку наружных и внутренних видов заводов и фабрик, подземных работ в шахтах и рудниках, мастерских и учебных классов Уральского горного училища. На Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, проходившей в Екатеринбурге в 1887 году, Метенкову была выделена витрина, представляющая изготовленные им портреты и виды. Участие его в этой выставке было отмечено Серебряной медалью. Фотоработы Метенкова удостаивались медалей разного достоинства на Международной выставке в Брюсселе (1887), на Всероссийской технической выставке в Харькове (1889), на Московской юбилейной выставке к 50-летию изобретения светописи (1889), на Всемирной выставке в Париже (1889). С 1883 года В. Л. Метенков был действительным членом Уральского общества любителей естествознания, высоко ценившего работы мастера, которому суждено было сделать уникальный вклад в фотолетопись Урала. Вениамин Леонтьевич был активным участником жизни общества, в частности, создал «Альбом музея УОЛЕ». Огромный краеведческий интерес представляли отснятые им виды Екатеринбурга и его окрестностей, Миасского завода и Верхотурья, реки Чусовой и многих других мест Южного, Среднего, Северного Урала, Приуралья и Зауралья. В 1895 году Метенков создал знаменитую панораму Екатеринбурга из 12 снимков, сделанных с колокольни Екатерининского собора и храма Большой Златоуст. Л. В. Метенков первым стал размещать виды Екатеринбурга и Урала на почтовых открытках. Во многом благодаря ему архитектура и природа Уральского края стали известны по всей России, во всем мире. Среди провинциальных издателей фотографий Метенков по качеству снимков не имел конкурентов в масштабах не только Урала, но и всей страны. В 1886 году Метенков открыл «Склад фотографических принадлежностей» с фотографическим магазином, снабжавший не только фотографов-профессионалов, но и любителей все необходимым для съемки и печатания фотографий.

С появлением кино В. Л. Метенков стал его активным популяризатором на Урале. В 1910 году он опубликовал такое объявление: «Мною оборудована фабрика кинематографических картин преимущественно с видами Урала, горнозаводской промышленности, сцен из быта местных жителей и т.д. Фабрика будет принимать заказы на картины для иллюстрирования производств, магазинов и т.п., с рекламной целью, для демонстрирования их в местных и окрестных электротеатрах». Первая снятая картина называлась «Екатеринбург во время масленицы». Потом появились новые фильмы Метенкова: «Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге», «Приезд пермского губернатора», «Закладка музея Александра II», «Торжество в Екатеринбурге 19 февраля 1911 года (к 50-летию отмены крепостного права)», «Асбестовые копи на Урале», «По реке Исети». Жители Екатеринбурга хорошо знали и любили Вениамина Леонтьевича, высоко ценили его заслуги перед городом, который избрал его своим почетным гражданином. Гражданская война положила конец мирной жизни и созидательному труду мастера. Не ожидая ничего хорошего для себя от советской власти, в июле 1919 года В. Л. Метенков со всей семьей вместе с отступающими войсками Колчака покидает Урал и переезжает в Томск, где устраивается на работу в Губернский отдел народного образования. Только в июле 1921 года Метенковы возвращаются в Екатеринбург. Дом со складом и магазином был конфискован новой властью, Вениамин Леонтьевич несколько лет вынужден работать не по специальности, чтобы кормить семью. В 1925 году его принимают заведующим фотолабораторией окружного пролеткульта, а год спустя поручают заведование магазином кинотеатра «Совкино». Последние годы жизни мастера были особенно горькими: потеря близких, допросы по подозрению в «укрывании ценностей», увольнение в 1930 году с работы в «Совкино», арест 1931 года… Вениамин Лаврентьевич Метенков скончался 9 марта 1933 года и был похоронен на Михайловском кладбище Екатеринбурга. Позднее могила его была утрачена. Память о его жизни и деятельности увековечена открытием в 1998 году в Екатеринбурге Фотографического музея «Дом Метенкова» – в том самом доме, который был так хорошо известен жителям дореволюционного Екатеринбурга.

Гордеев Юрий Иванович

В ХМАО-Югре празднуют 85-летний юбилей Гордеева Юрия Ивановича, краевед-фенолог, орнитолог, заслуженный эколог Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, фондообразователь Государственного архива Югры.

Юрий Иванович родился в с. Белогорье Самаровского (ныне Ханты-Мансийского) района в семье служащего. С 1932 по 1940 год семья проживала в п. Остяко-Вогульск Омской области. В 1940 году отца Юрия Ивановича направили на работу в Березовский рыбакколхозсоюз и семья переехала в с. Березово, где проживала до 1948 года. Здесь у Юрия Ивановича впервые пробудился интерес к природе, наблюдениям за жизнью птиц, ведению записей о наблюдениях. В 1945 году начал сбор коллекции яиц дроздов-рябинников. В 1948 году семья возвратилась в п. Ханты-Мансийск, где Юрий Иванович продолжил наблюдение за птицами окрестностей Ханты-Мансийска, вел записи в дневнике, занимался фотоохотой. С 1953 по 1958 год Ю.И. Гордеев учился в Ленинградском университете им. А.А. Жданова на биолого-почвенном факультете. За годы учебы побывал в экспедициях на Курильских островах, в Астраханском заповеднике, в Белогорской области. По окончании университета работал в Ханты-Мансийском краеведческом музее научным сотрудником. Каждый год летом Юрий Иванович ездил в районы округа с целью изучения природы края: 1959 – в Кондинский, 1960 – Березовский, 1961 – Сургутский и Нижнивартовский районы, в 1962 – Березовский район – р. Казым, 1963 – Ханты-Мансийский район – р. Иртыш. 30 ноября 1958 года впервые в газете «Ленинская правда» была опубликована заметка Ю.И. Гордеева «Богата природа нашего края». С 1963 года Ю.И. Гордеев работал в Ханты-Мансийской Санитарно-эпидемиологической станции зоологом особо опасного отдела, также продолжал наблюдения за птицами и их фотографирование. С 1963 по 1973 год собраны демографические сведения о городах, селах, деревнях, выселках, юртах Ханты-Мансийского округа. В 1975 году начал писать рукопись «Птицы Ханты-Мансийского округа». В 1977 году в сборнике «Орнитология» № 13 опубликована итоговая статья по фауне птиц Ханты-Мансийского округа. В 1988 году вышел на пенсию. С 1991 года жил в г. Тюмени.

Ю.И. Гордеев дал самое подробное фенологическое и ботаническое описание природы Ханты-мансийских холмов с точки зрения познавательной прогулки, впоследствии часть этой работы была опубликована автором в очерке «Самаровский чугас – сухопутный остров».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ольга Рамария/ автор статьи

Член Союза журналистов РФ, победитель конкурса школы литературной журналистики "Молодой Дельвинг", участница смены молодых деятелей литературы и театрального искусства "Экспериментальная сцена" форума "Таврида".

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: