Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Мне, за три года работы в Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области, более сотни раз приходилось посещать отделы полиции нашего региона. Всегда особый интерес у меня вызывали сотрудники, находящиеся на «передовой» – начальники дежурных смен. На них всегда лежит особая ответственность, они отвечают за работоспособность дежурных смен, выполнение требований закона, а также за безопасность тысяч людей. К ним стекается вся информация – звонки, обращения, заявления, с них начинается решение любой чрезвычайной ситуации.

В гражданских учреждениях и службах далеко не всегда условия требуют наличия такого же координатора и круглосуточного ответственного должностного лица. Точнее, мы не всегда задумываемся о том, что в мирное время где-то еще есть подобная работа. Мы можем без труда и сходу назвать скорую помощь и МЧС, на ум приходит газовые службы, единый диспетчерский телефон коммунальных служб. В последнюю очередь мы вспомним об электрических сетях.

Диспетчерская служба энергетиков вполне сравнима со штабом, главная задача которого – чтобы в домах, на производственных площадках бесперебойно был свет, поступала электроэнергия.

Оперативно-диспетчерская служба Курганских городских электрических сетей – филиала ПАО «СУЭНКО» в Кургане, особая территория – сюда стекается вся информация о работе энергосистемы города, координируются действия энергетиков при аварийных отключениях и плановых ремонтах.

Геннадий Иванович Уринов диспетчером работает около 7 лет. Начинал простым электриком, знаком со всеми рабочими специальностями, прошел, что называется, все профессиональные ступени, в этом году отмечает профессиональный юбилей – 30 лет в энергетике. Он, как на капитанском мостике, четко следит за показаниями специализированных программных комплексов, отдает четкие команды и принимает отчеты, распределяя усилия дежурной смены. Беседа с ним коротка, нет времени на долгие разговоры.

Геннадий Уринов на рабочем месте

Какие основные задачи стоят перед диспетчерской службой? За что отвечает диспетчер?

Г.У.: Основная задача не только диспетчера, но и всей дежурной смены, куда входят две оперативно-выездные бригады, бесперебойное энергоснабжение потребителей, проведение плановых ремонтных работ, оперативное реагирование на аварийные ситуации. Диспетчер, в том числе, отвечает за своевременное включение и отключение наружного, уличного освещения в Кургане. Именно с диспетчерского пульта включается освещение улиц. Именно оперативно-диспетчерская служба руководит дежурными бригадами, распределяя их по участкам, координируя их передвижение и работу.

Часто ли в Кургане происходят аварийные отключения потребителей? Откуда Вы узнаете об аварии?

Г.У.: За последнее время в энергосетях Кургана аварийность существенно снизилась*.  Проблемные участки и возникновение нештатных ситуаций позволяет увидеть специальная компьютерная программа, снимающая множество показателей с сетевого оборудования: перепады напряжения, пиковое потребление, температурные режимы и много другое. Наиболее частые причины аварий – порывы воздушных линий или повреждение кабеля при несанкционированных земляных работах. ВЛ нередко подвергаются «нападению» нерадивых водителей, которые умудряются въезжать в опоры. Восстанавливаем.

Бывают ли какие-то сложности при проведении аварийных работ?

Г.У.: На самом деле, практически со всеми видами аварий энергетикам приходилось уже сталкиваться. Здесь каких-то новшеств не бывает. Возникают различные вводные: удаленность места аварии, сложность повреждений, количество поврежденных линий… Энергетики готовы оперативно реагировать на любые нештатные ситуации. По нормативам, например, в случае пожаров вместе с пожарными должно быть обеспечено прибытие бригады энергетиков. Наша задача при пожаре обесточить горящий объект, чтобы пожарные могли приступать к тушению. Но если пожарно-спасательные подразделения передвигаются по дорогам со спецсигналом, все им обязаны уступать дорогу, то наша бригада движется в общем потоке машин, не обладая никакими преимуществами. Но даже в таких ситуациях наша служба оказывается на высоте. ГУ МЧС России по Курганской области не раз отмечало оперативность прибытия наших бригад. Диспетчер, в чью смену произошла авария, до ее ликвидации не покидает своего рабочего места. Регламент нашей службы не позволяет нам передавать нерабочую энергосистему города сменщику.

Сколько в среднем звонков принимает диспетчер в моменты отключения электроэнергии? Что говорят обычно потребители?

Г.У.: Бывает по-разному, обычно мы фиксируем от 100 до 300 звонков. Телефонные разговоры записываются. Жители по-разному реагируют даже на плановые работы. В основном, уточняют, знаем ли мы про отключение, когда планируется возобновление подачи электроэнергии… Телефон, бывает не умолкает, а в это же время мне приходится работать с бригадой и получать и анализировать информацию от компьютерной системы.

Граждане с пониманием относятся к нештатным ситуациям, связанным с отключением электроэнергии?

Г.У.: Нервозные звонки бывают часто, приходится выслушать и угрозы, что приедут разбираться к нам на предприятие, но запоминаются не только они, но и те, когда жители звонят после наших работ с благодарностью. В такие моменты понимаешь, что наш труд не остался без внимания. Хотелось бы, чтобы курганцы понимали: о любой нештатной ситуации на сетях сразу же становится известно диспетчеру, который вместе с оперативно-выездной бригадой немедленно приступает к ее устранению. Все делается для того, чтобы энергоснабжение было восстановлено в максимально короткие сроки.

Куда должны звонить горожане, если в квартире погас свет?

Г.У.: В управляющую компанию или ТСЖ. Именно они отвечают за работу внутридомовых сетей, в которых может быть причина отключения. Также УК и ТСЖ располагают данными о наших плановых работах, мы их уведомляем об этом. Согласитесь, что из-за шквала звонков от горожан в диспетчерскую службу, диспетчеру часто приходится каждому звонящему сообщать одну и ту же информацию. Мы, конечно, сообщаем, но при этом отвлекаемся от основного – руководства производственным процессом.

За время нашего разговора с Геннадием Уриновым чрезвычайных ситуаций не произошло, шла плановая работа, телефон постоянно прерывался звонками от бригад, он принимал данные, что-то записывал в журнал. Двенадцатичасовая смена была в разгаре. Он, как опытный капитан, со своего капитанского мостика, руководил энергосистемой областного центра.

*По итогам прошлого осенне-зимнего периода энергосистема Курганской области была признана Минэнерго России системой с самой высокой динамикой снижения аварийности среди уральских энергокомпаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: