Фильм Анастасии Лапсуй «Чамо»

На днях в МВК им. И.С. Шемановского состоялась премьера художественного фильма известного ямальского режиссёра Анастасии Лапсуй и финского режиссёра Маркку Лехмускаллио «Чамо». Съёмки производились в 2015 году. Съёмочная группа работала на Аляске и в Финляндии. Главную героиню, девочку из индейского племени по имени Чамо играла школьница из Салехарда Альбина Тологолова.

Кадр из фильма «Чамо»

Впервые лента была показана в Санкт-Петербурге в прошлом году. За это время он получил много почётных званий. Например, завоевал признание зрителей Якутского международного фестиваля и Гран-при международного кинофестиваля во Франции.

По сюжету фильма Чамо родилась в 1854 году на полуострове Кенай, на Аляске. В это время земли Аляски принадлежали России. Чамо выкупает финн и у неё начинается очень непростая жизнь. Ей надо влиться в новый, абсолютно незнакомый мир и пройти путь от Аляски до цивилизованной Европы.

Анастасия Тимофеевна Лапсуй
Режиссёр, сценарист

Анастасия Лапцуй родилась на Ямале в семье оленевода-рыбака, работала журналистом, автор хрестоматии для детей на ненецком языке, собранной из народного фольклора. Переехала в Финляндию, но контакты с родной землёй не потеряла. Она автор более двадцати кинолент, многие из которых посвящены жителям Ямала.

Перед презентацией мне удалось поговорить с Анастасией Тимофеевной о фильме «Чамо».

«Это действительно была девочка, которая была выкуплена из рабства шведско-язычным финном, была привезена в Финляндии. И что стало с этой девочкой. Ей выкупили свободу, он свободная гражданская Российской империи (в XIX в. Финляндия входила в состав Российской империи)».

Кстати, с рабством в России активно боролись, например сохранился указ от 30 мая 1822 года, по которому выдавалось «из казны денежное возграждаение (по 150 руб.) владельцам вымененных у Киргизов, Калмыков и других азиатцев детей, при отпуске их на свободу, по достижении узаконенного 25-летнего возраста». Напомню, в это время в США ещё вовсю процветал суд Линча над неграми.

«Для девятилетнего ребёнка, что такое свобода. Даже мы, взрослые люди не можем сказать, что такое свобода. У каждого свобода – абсолютно разные вещи: свобода духа, свобода, мысли, свобода слова. Вот об этом я хотела рассказать, но я хотела без надрыва, без каких-то психологических срывов, потому что в моём понятии свобода это образование. Человек должен иметь хорошее, конкурентоспособное образование. И через фильм проходит – Чамо должна получить  хорошее образование, причём на шведском языке, потому что тогда в Финляндии, шведский язык был языком аристократии, языком образованных людей. Только образование даёт свободу человеку.

А как переводится имя этой девочки?

Мы ездили туда, где Чамо родилась. Самое интересное, если по литературному, она должна звучать Цаму. Я давала шведам произнести, финнам, потом наш оператор поехал туда, где Чамо родилась, но никто не произнёс Цаму. Где-то вот между «ц» и «ч» произношение. Я в русском переводе сделала Чамо».

Потом разговор зашёл о проблемах коренных народах мира, в том числе и Ямала, ведь Анастасия Тимофеевна часто приезжает домой, может сравнивать «как там и как здесь», видит все проблемы.

«Я думаю, что это проблема не только коренных, но и старожильческого русского населения. За все четыреста лет, что город Салехард существует, коренные и старожильческое население настолько смешались, настолько сдружились, такие тесные контакты тут, что очень тяжело сказать, вот это истинно коренной, а этот откуда-то пришедший».

Коренные народы Севера, это ханты, манси, селькупы, ненцы, когда-то освоили Арктические широты, их цивилизация проверялась суровым климатом Арктики на протяжении многих веков. Они сумели выжить. И при смене политических формаций в стране они по-прежнему жили своим укладом.

«Феномен ненцев неразгадан. Почему сегодня в Ямало-Ненецкий автономный округ приезжают антропологи, этнографы, учёные, политологи, очень много интересующихся именно ненцами, их образом жизни. Особенно их культурой оленеводства. Хотя часто говорим, традиционный образ жизни, но не совсем понимаем, что это такое. Традиционный образ жизни, это когда самодийские племена появились на этой территории. А это территория тоже не была пустая. Арктические берега были заселены рыбаками, звероловами на морского зверя, которых мы называем сихирти. Они уже были знакомы с бронзой. Археологи говорят, этот народ в какой-то степени был даже выше, чем пришедшие племена. Пришедшие – это охотники, собиратели, кочевники. Они не заботились о завтрашнем дне, о пище, еда всегда у них была вокруг. И когда мы говорим о традиционном образе жизни, значит мы должны вернуться туда. Наверное, надо говорить – об оленеводческой культуре ненцев. А эта культура претерпела много изменений.

Кадр из фильма «Чамо»

В моём детстве, олень было всё. Из новшеств печка-буржуйка и керосиновая лампа. За мою жизнь столько изменений произошло, что я не могу сказать о традиционном образе жизни. Я всегда говорю – оленеводческая культура ненцев. Да, оленеводство у ненцев, единственное в мире. Все народы, кто соприкасается с оленями, у них давно изменилось соотношение олень и человек. А ненцы сохранили элементы той культуры с которой они пришли в Арктику».

Сейчас в тундре много благ технологической цивилизации. С одной стороны это хорошо, но с другой … может иметь далеко идущие последствия.

«Чтобы ненцы сохранились как этнос, чтобы их культура сохранилась, оленеводство, надо занести в культурное наследие ЮНЕСКО. Только таким образом мы сохраним оленеводство и ненцев. Потому что если не сохраним вот этот тип оленеводства, мы перейдём к скандинавскому оленеводству, когда олень превращается в деньги. И вместе с оленем исчезает язык. Вместе с языком исчезает культура, и тогда мы уже не будем говорить, что здесь живут ненцы-оленеводы. и прежде чем поменять оленя на снегоход или пару резиновых сапог, ненец должен подумать, «а что я оставлю своим детям, как они будут жить».

По мнению Анастасии Лапсуй, все мы на этой планете такие Чамо. «Когда кто-то переезжает в другую страну, на другой континент, он становится вот этой девочкой Чамой», – сказала режиссер.

Анастасия Лапсуй с главной героиней Альбиной Тологоловой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: