Иллюстратору сказов Павла Бажова 110 лет

Иллюстратору сказов Павла Бажова 110 лет

27 января 2017 года общественность Екатеринбурга отметила 138-летие уральского писателя Павла Петровича Бажова вручением литературной премии его имени. Это уже стало традицией, вручать Всероссийскую литературную премию им.П.П.Бажова в день его рождения.

У жителей Ирбита январские дни также связаны с творчеством уральского сказителя. В рамках празднования 45-летия Ирбитского Государственного музея изобразительных искусств состоялось открытие музейно-выставочной программы «Мир Екатерины Гилёвой»: книжная графика, портреты, пейзажная акварель из собрания музея, к 110-летию со дня рождения выдающейся уральской художницы.

Екатерина Гилёва — график, родилась в Ирбите 1 февраля 1907 года, училась в Уральском художественно-промышленном техникуме (1924— 1929 гг). В 1929-1935 жила в Нижнем Тагиле (Свердловская область), работала учителем рисования в средней школе, художником газеты «Тагильский рабочий». С 1935 г. жила и работала в Свердловске (ныне Екатеринбург), сотрудничала в качестве художника, иллюстратора и оформителя книги в издательствах Урала. Иллюстрировала книги Свердловского, Челябинского и других издательств, в частности произведения русских и зарубежных писателей для детей. У Екатерины Гилёвой характер был сильный, она работала активно, настойчиво. Она была очень требовательна к себе и своему творчеству. Одной из главных работ Екатерины Гилёвой было оформление автобиографической повести П.П. Бажова «Зеленая кобылка», вышедшей в Свердловском книжном издательстве в 1940 году под псевдонимом Е. Колдунков.

Работа над иллюстрациями к сочинениям Д.Н. Мамина-Сибиряка.

В 1935–1936 гг. Свердлгиз издает избранные сочинения Д. Н. Мамина-Сибиряка (в 5 томах), в иллюстрировании которых приняли участие несколько художников, в том числе Екатерина Гилёва. Каждый том обрамляет разработанная Юрием Ивановым строгая и одновременно отражающая уральскую тематику суперобложка с овальным портретом Мамина-Сибиряка в центре. Переплет и стилизованный под малахит рисунок форзацев создал В. Свистальский.

К составившим пятый том избранным рассказам Мамина-Сибиряка сделала иллюстрации начинающий тогда график Екатерина Гилёва, чья дальнейшая творческая биография тесным образом связана с искусством книги. Уже здесь, в одной из первых своих серьезных работ, художница проявляет чуткость в трактовке литературного произведения. Ее иллюстрации, детализированные и повествовательные, не навязывают читателю «авторское» видение. Деликатно следуя тексту, они органично существуют в пространстве книжного блока, создавая образы, созвучные литературным.

Работа над иллюстрациями к сказам П.П. Бажова.

Павел Петрович Бажов особенно высоко оценивал первое издание своих сказов. Ему очень нравились и оформление, и рисунки А.А. Кудрина. Очень тепло он также отзывался о юбилейном издании «Малахитовая шкатулка» (1949) и рисунках А.А. Кудрина, О.Д. Коровкина и Е.В. Гилёвой в этой книге. Художники Гилева, Иванов, Коровин, Кудрин, Щировский убедительно воспроизвели урал, колорит, типаж, фантастические сюжеты.

В 1941 Екатерина Гилёва подготовила иллюстрации к отдельному издательству сказа «Серебряное копытце», но в связи с началом ВОВ книга не вышла. В годы войны Екатерина Гилёва делала рисунки для открыток и плакатов, ездила с агитбригадами по области, работала в госпиталях. Она близко познакомилась с П.П. Бажовым и его семьей, часто бывала в их доме. П.П. Бажов неоднократно упоминал Гилёву в числе художников, хорошо чувствующих природу уральских сказов, настроение героев. Особенно привлекательны иллюстрации к сказам «Огневушка-Поскакушка» и «Голубая змейка». В 1945 отдельным изданием вышла книга «Голубая змейка» с иллюстрациями Екатерины Гилёвой. Обложка выполнена в технике акварели, рисунки в тексте — пером и тушью. Особенно выразителен рисунок на обложке — загадочная голубая змейка в образе русской женщины в голубом сарафане сеет золотые и черные облака «добра» и «зла».

[vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ source=»external_link» custom_srcs=»#E-8_aHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbWctZm90a2kueWFuZGV4LnJ1JTJGZ2V0JTJGMTk0Nzc4JTJGNDAwMzI2ODIxLjglMkYwXzMwODliNF82OGRjZDg1OV9vcmlnJTJDaHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbWctZm90a2kueWFuZGV4LnJ1JTJGZ2V0JTJGNDY0MDAlMkY0MDAzMjY4MjEuOCUyRjBfMzA4OWI1X2ZhNjExN2E1X29yaWclMkNodHRwcyUzQSUyRiUyRmltZy1mb3RraS55YW5kZXgucnUlMkZnZXQlMkY0NjQwMCUyRjQwMDMyNjgyMS44JTJGMF8zMDg5YjZfYjdmZGYzYl9vcmlnJTJDaHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbWctZm90a2kueWFuZGV4LnJ1JTJGZ2V0JTJGMjU5MjElMkY0MDAzMjY4MjEuOCUyRjBfMzA4OWI3Xzc0MThmMzNiX29yaWclMkNodHRwcyUzQSUyRiUyRmltZy1mb3RraS55YW5kZXgucnUlMkZnZXQlMkY5Nzg4NCUyRjQwMDMyNjgyMS44JTJGMF8zMDg5YjhfOTE0MjhkY2Vfb3JpZw==»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

В работах Екатерины Гилёвой динамика ощущений и тишина созерцательности не контрастируют, а становятся пульсом трепетного тепла души; в них жизненный настрой художника возведен в принцип, а главное — утверждение красоты, мгновенности ее и абсолютности.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: