История Свято-Духовской церкви, или кому помешал храм…

В 1963 году в Кургане была снесена еще одна церковь – Свято – Духовская. Люди старшего поколения, наверняка, помнят эту историю.

Вот, что писали «Тобольские Епархиальные ведомости» в 1913 году: «Приписная церковь в селе Рябковском, деревянная, построена прихожанами в 1901 году. При сей церкви имеется 289 дворов, прихожан мужского пола – 592, женского пола – 657. Церковный капитал 570 рублей 34 копейки. Причта особого нет, богослужения и требы совершают священник и псаломщик из причта Соборной Рождественской церкви. Причт получает жалованье от общества 300 рублей. Кружечных доходов –  250 рублей. Дома для священнослужителей находятся на общественной земле, построены в 1907 году прихожанами. С 1903 года при церкви действует церковно-приходская школа».

В 1933 году Свято – Духовская церковь была закрыта. В ее помещениях располагались: склады, зернохранилище, затем начальная школа. В 1957 году здание снова передали под церковь.

Свято – Духовская церковь. 1950-е гг.

С начала 1960 – х годов на церковь начинается сильное давление. В документах Курганского горкома партии есть такие строки: «В феврале-марте 1962 года в Курганский горисполком поступили ряд протоколов общих собраний граждан поселка Рябково, коллективов учителей, родителей, молодежи и заявлений отдельных граждан с просьбой закрыть церковь в поселке Рябково. Действующая  Свято – Духовская церковь  находится в непосредственной близости от 8 – летней школы № 13, разделяет их проезжая дорога. Такое расположение храма со школой несовместимо, тем более, что окна в школе выходят в сторону церкви и на глазах учащихся проводятся требы по освящению воды, надгробные отпетия (внос и вынос из церкви умерших), шествие верующих вокруг церковного здания с молитвами. Эти и другие действия церковников отвлекают детей от уроков и отрицательно влияют на воспитание нового человека».

В октябре 1962 года в восьмилетней школе № 13 прошло общее собрание учителей, родителей учащихся. Заслушав и обсудив доклад директора школы Максимова П.С. «Об улучшении воспитательной работы с учащимися в свете требований новой Программы КПСС», собравшиеся отметили, что: «Делу воспитания нового человека в нашем поселке Рябково очень мешает функционирующая Свято – Духовская церковь. Ее отрицательное воздействие выражается во многом. Часть детей, особенно дошкольного возраста, попадает под влияние верующих, которые посещают церковь. Верующие бабушки и дедушки посещают церковь вместе с внучатами дошкольного возраста. Были даже случаи посещения церкви школьниками. Школа, находящаяся напротив церкви, является свидетельницей отправления всяких церковных треб. Дети видят внос в церковь и вынос трупов умерших. Слушают колокольный звон, который рассеивает их внимание на уроке, нарушает ход всего педагогического процесса. Дети являются участниками посещения кладбища в так называемые «священные дни». Церковь отрицательно влияет и на неучащуюся молодежь, а также на взрослых. Церковь распространяет нагрудные кресты, производит крещение детей, венчание и т.д.».

Церковь в Рябково. 1950-е гг.

Некоторые из выступлений учителей школы № 13:

Томилова З. Д.: «Был случай, когда осенью 1961 года настоятель собора нескольким ученикам моего класса покупал мороженое и приглашал их посещать церковь. В связи с этим, надо просить Горисполком о закрытии церкви в поселке Рябково».

 Бабыкина Г.А.: «Чтобы воспитать из наших детей настоящих строителей коммунизма необходимо исключить всякое влияние церковников. Дети, живущие поблизости к церкви, часто видят, когда привозят крестить детей, отпевать покойников, а потом об этом рассказывают в классе».

Филиппова А.А.: «Нашим учащимся очень мешает церковь. В прошлом году два ученика моего класса подметали дорожки во дворе церкви, их туда увели верующие старушки. Нам, учителям и учащимся мешает колокольный звон, он угнетающе действует на психику педагогов и детей. Ежедневно приносят и выносят в церковь и из церкви покойников, все это делается перед глазами учащихся …необходимо закрыть церковь, а сейчас запретить колокольный звон».

Иванова Т.И.: «Церковь мешает работе в нашем классе. В школу проникают звуки колоколов, все шествия вокруг храма, похоронные процессии – мешают и не дают желаемых результатов обучения, нарушают ход всего учебно-воспитательного процесса».

Свято – Духовская церковь. н. 1960 – х гг.

О состоянии церкви и ее деятельности сообщалось следующее: «Церковь открыта в 1957 году, за это время религиозная община значительно укрепила свою материальную базу, купила два жилых дома для причта, построила крестилку, сторожку, гараж и складское помещение. Помпезность храма, дорогостоящая церковная утварь и одеяние, проведение квалифицированных религиозных служб и слаженность певческого хора – привлекает верующих к церкви. За последние три года приход в церкви стал большим и увеличивается он, в основном, за счет прихожан сельской местности. Этому оказывает некоторое содействие регулярное движение автотранспорта, связывающего областной центр с районами и постоянное движение местного электропоезда, а также в связи с закрытием Рычковской церкви Белозерского района. В большинстве своем, верующие, прибывающие в город Курган по личным делам, как правило, посещают церковь. Все это привело к тому, что в религиозные праздники прихожане не стали вмещаться в храме, и если намечалось снять с регистрации Колесниковскую общину, как «затухающую», то теперь она оживает за счет верующих из Кургана. Причт Рябковской церкви состоит из настоятеля храма Бурдина А.А., окончившего театральную школу, а затем духовную семинарию, священника Никонова В.М. и диакона Лазутина П.Р. все они находятся на доходах и получают в среднем по 350 рублей в месяц каждый.  Особенно религиозную активность проявляет Бурдин, он организовал службу в церкви 6 раз в неделю, не считая религиозных праздников (в воскресенье с 9 часов утра и 5 часов вечера, четверг и пятницу с 5 часов вечера, в субботу с 9 часов утра и 5 часов вечера)».

Интересен предположительный план работ по закрытию церкви:

  1. Снижение прихода на 40-50% верующих. Прекратилась бы распространенность религиозных вопросов среди учащихся.
  2. Подорвали материальную базу религиозной общины. Ликвидировали паломничество верующих.
  3. Провели сокращение причта, сократили бы Бурдина. Заранее подобрали бы исполнительный церковный орган, который в ближайшие 2-3 года довел бы эту церковь до закрытия.

В октябре 1962 года Курганский Горисполком издал Постановление: «Отдельные верующие общества продолжают обращаться в местные и центральные органы власти по вопросу церкви в поселке Рябково.  А некоторые из них распространяют ничем необоснованные слухи о том, что якобы получено из Москвы указание, запрещающее снос здания Рябковской церкви. В связи с этим сообщаю, что согласно плану реконструкции поселка Рябково, исполнительный комитет Курганского городского совета трудящихся вынес решение № 814 от 17 октября 1962 года о сносе здания действующей церкви в поселке Рябково, выделении земельного участка под молитвенный дом и разрешил религиозному обществу перенести здание крестилки в поселок Смолино для молитвенных целей. Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР Постановлением № 24 от 28 октября 1962 года согласился со сносом здания Рябковской церкви. Решение облисполкома о сносе здания церкви в Рябково является окончательным».

Вместе с тем, Курганскому исполкому было заявлено: «Ставлю вас в известность, что при вашем попустительстве группа верующих в нарушение советского законодательства о культах ведет работу по созданию новой «двадцатки».

В 1963 году Свято – Духовскую церковь перевезли в Смолино на место сгоревшей церкви во имя Святого Прокопия Устюжского.

Вот такая история.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: