Как мы возрождали в Тобольске обряд похорон мух

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Похороны мух прошли 14 сентября в Тобольске, но я всё никак не могла собраться с духом, чтобы рассказать, как такое случилось в моей жизни.

С Антоном Козловым мы познакомились при загадочных обстоятельствах. Приехав в прошлом году на три дня в Тобольск для культурных прогулок внезапно захотелось выехать в Абалак. Зачем – не знаю, но поехала. Там-то на осенней выставке и стругал игрушку из дерева Антон, который узнал меня по фотографиям в социальных сетях.

Позже я возьму у Антона интервью и узнаю, что он занимается возрождением мзыкской игрушки – чуть ли не более известной в своё время, чем дымковская. Из-за этого материала в личку стали писать странные люди, приговаривая, что вся эта тема – чистой воды сектантство и что Козлов чуть ли не главный зомби на деревне. Все эти разговоры я фильтровала через призму научных исследований по русской культуре, благо, которых в интернете сейчас выложено много.

Через год – новый приезд в Тобольск и снова соцсетийное общение с Антоном у нас закрутилось. Он мне открылся уже в новой роли – как представитель местного центра русской культуры «Дом Спиридон».  Оказалось, что он решил возродить в Тобольске древний русский обряд «Похороны мух». Сначала я думала, то весь этот разговор про хоронение гнуса на день Симеона-столпника (Симеона-летопроводеца) – выдумка, но и тут вскоре обнаружились доказательства.

Реконструкция обряда

«Я сижу в деревне, чешусь пяткой и бью мух, кои требуются для реконструкции обряда «Похороны мух», – писала у себя на стене во «ВКонтакте жительница Санкт-Петербурга Ксения Ковальски. – Шутки шутками, а я уже бью по две мухи за раз, да не мухобойкой, а палкой. Можно подумать, во мне внезапно открылось Призвание – реконструировать дикарские обряды предков. Сначала шокирующий эксперимент с лягушкой, теперь дохлые мухи. А вообще хочу заметить, что для организатора мероприятий главное – это понимающая и принимающая семья. Потому что не каждый муж готов на вопрос «Зачем ты складываешь мух в банку?» услышать ответ «Для работы надо». 

Обряд похорон гнуса в какой-то момент нашей истории был утерян и только три года назад началась его реконструкция в различных российских городах.

Кто-то слишком серьёзно к нему отнёсся и поэтому писал «весёлые» комментарии к новостям, посвящённым событию, а кто-то наслаждался всей этой балаганной культурой и активно её поддерживал. Например, Юлия Червонцева пришла на похороны вместе со всей своей семьёй и потом написала:

«Грусть по поводу похорон сменилась неудержимым весельем (ибо грустить при подобном действе долго не получилось), а затем и сном некоторых участников похоронной процессии».

Надо сказать, что после официальной части – общего помина, часть наиболее искушенных хоронителей пошла доедать кутью и допивать кисель, а другая часть – давать интервью СМИ.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»36123,36121,36120″ img_size=»full»][vc_empty_space][vc_column_text]

Чтобы у вас не осталось сомнений, что обряд древний и не мы с Антоном его придумали, приведу слова А. Некрыловой из её книги «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома»:

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

«В Тамбовской губернии, например, блох, тараканов и прочих домашних насекомых в Семён-день зарывали в землю. О том же вспоминали и вятские женщины: «В Семёнов день мух хоронили. Старушки говорили нам: «Хороните мух». Мы их в коробочку да на улицу. Говорят, если похоронить их, то их меньше и будет». В иных местах это принимало вид настоящего обрядового действа, которое когда-то, может быть, и было серьезным, но уже в XIX веке воспринималось как «потешный» обычай. Во всяком случае, таким он казался этнографам, собирателям, людям образованным, оставившим нам описание столь курьезного действа».

Кстати, именно она зафиксировала и пословицу – «Убьешь муху до Семёна-дня — народится семь мух; убьешь после Семёна-дня — умрёт семь мух».

Моё участие в этом обряде минимальное – сделать так, чтобы СМИ поинтересовались у Антона, что он такое вытворяет. Да и «Дом-Спиридон» готовит до конца года ещё несколько нетрадиционных, по современным меркам, мероприятий – надо, чтобы гости Тобольска о них тоже узнали каким-то образом, пока что описание похоронной процессии засветилось в блогах лишь у человек 10-15.

Как говорится в народе: туристов много да мало избранных.

Продвижение подобных культурных и социальных ивентов – это, конечно же, задача не индивидуальная, а «политическая». Буду только рада, если через пару лет в Тобольск начнут ездить ради того, чтобы посмотреть на возрождающиеся древние обряды.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_gallery interval=»3″ images=»36122,36124″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Под могильною плитою
Под надгробьем каменным
Лежит муха со блохою
Да с комаром раздавленным

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Екатерина Тайлакова/ автор статьи

Блогер, общественный деятель, путешественник. Родилась в Калининградской области, жила в Хабаровске, училась в Украине, закончила вуз в Ханты-Мансийске, ныне живу в Сургуте. Посетила более 20 стран, около 1000 выставок и не собираюсь останавливаться. Победитель Всероссийских и региональных конкурсов молодёжных проектов, автор программ "SMM: философия служения людям", "Умелый копирайтинг", "Школа блогеров". Пишу на темы: культура и искусство, социальная и молодёжная политика, туризм, приветствую блог- и пресс-туры на промышленные объекты и знакомлюсь с "мужскими" ремёслами.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: