Масленица в Обдорске: зима встречается с весной

Масленица в Обдорске: зима встречается с весной

Масленица, один из любимейших праздников у славян, отмечается ежегодно в последнюю неделю перед Великим Постом за семь недель до Пасхи. Конкретная дата постоянно меняется, например, в 2017 г. Масленица будет 26 февраля. Сейчас у многих этот праздник прочно ассоциируется с народными гуляниями и обязательно с блинами.

До крещения Руси Масленицу отмечали семь дней, перед днём Весеннего Равноденствия, то есть 20 марта (кстати, для древних славян это был Новый год) и неделю после. Люди верили, устраивая блинные пиршества, они споспешествуют быстрейшему прибытию весны. Христианская церковь почему-то решила оставить этот праздник, видимо чтоб не вступать в конфликт с древними русскими традициями, но немного передвинула его. Так что Масленица не противоречит Великому Посту православных, и празднуется так же одну неделю.

В последние века Масленица стала весёлым праздником, прогоняющим зиму и зовущим весну, пробуждающим природу солнечным теплом. А ведь люди с давних времён сравнивали весну с новой жизнью, прославляли Солнце, которое давало жизнь всему живому. Именно в честь солнышка хозяйки во всех домах пекли сладкие лепёшки, а позже из заквашенного теста научились делать блины.

Сейчас мало кто знает, какие традиции были в Обдорске (ныне г. Салехард), и чем некоторые, местные традиции отличались от центральной России. Сохранились воспоминания тех, кто жил в Обдорске на рубеже XIX – XX вв. Несмотря на жестокие морозы и сильные ветра, всех приезжих в основном угнетала полярная ночь.

Из всего круговорота местной жизни, февраль всегда был самым тяжёлым, в эту пору начинался самый глухой и беспросветный сезон. За стенами изб стояли трескучие морозы, солнце всходило над горизонтом буквально на пару часов, не в силах разогнать студёную дымку, таким воздухом дышать было тяжело. Но что особенно угнетало обдорян, так это вынужденное безделье, тем более в селе практически никого не оставалось, Обдорская ярмарка заканчивалась и торгово-промышленная жизнь села замирала до вскрытия рек.

Начинали оживляться обдоряне только к Масленице. Ещё за неделю до праздника они принимались строить ледяные горки, или как их тогда называли – «катушки», чтобы кататься с них на санках, а те, кто был победнее, просто приспосабливали железные листы или куски кожи. Эти горки освещались самодельными фонарями. Обычно в Обдорске собиралось несколько компаний и каждая строила свою катушку. Бурлившая энергия искала выхода, поэтому находчивые старались украсить свои катушки как можно краше, чтобы к ним приходило как можно больше сельчан, и особенно местных барышень, на зависть другим компаниям. Обычно с горки катались по одному, а ежели кому повезёт то и вдвоём, кавалер приглашал барышню, и они с весёлым хохотом скатывались вниз.

[vc_empty_space][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Один из очевидцев, Виктор Бартенёв, превосходно описал эту праздничную картину, разворачивающуюся под промёрзшим полярным небом, украшенным крупными звёздами:

«В этом году почти всю масленку стояли морозы около минус 45 R. Морозная пыль и пар от дыхания толпы стояли над катушкой. Синие, красные, желтые и зеленые фонари тускло мерцали сквозь облако пара и ночную мглу. Фигуры обдорян, то бегущих с санками на гору, то стрелой, с шумом и грохотом летевших вниз, имели какой-то фантасти­ческий вид: точно ад с чертями. Иногда эта картина осве­щалась таким светом, перед которым меркнет всякая иллю­минация человеческих рук: на небе разыгрывалось северное сияние. Веселей говор, смех, грохот кованок (салазки) как-то раззадоривали и манили на катушку.

Мне сперва казалось, что при таком страшном морозе ка­кое уж катание? Но потом я соблазнился и побежал с санками к толпе. Оказалось, что ничего, можно: малица и пимы пре­красно защищали от холода, и не прошло и получаса, как я уже немного даже вспотел».

Иногда обдоряне устраивали проводы масленицы. Этот старинный русский обычай, своими корнями уходящий в языческие времена, хорошо сохранился на севере.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_empty_space][vc_gallery interval=»3″ images=»10134,10133,10132,10131,10130″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_column_text]

Виктор Викторович вспоминал, как идя по улице, вдруг услышал странные дикие звуки: тут был и звон колокольцев, и грохот бубна, и пронзительные звуки гар­мошки. Обернувшись, он увидел оригинальное зрелище: в крестьянские дровни, завешанные рогожей, была впряжена лошадь, тоже вся в рогоже, в каких-то лоскутках, лентах и колокольцах. На ноги лошади, весельчаки умудрились натянуть старые, рва­ные портки и даже сапоги. А из-под рогожного шатра, укреп­лённого на дровнях вместе с каким-то соломенным чучелом, неслись дикие звуки.

Но масленица в Обдорске, в отличие от остальной России отличалась тем, что обдоряне практически не пекли блинов. Хотя во всей стране это был всенепременный атрибут праздника.

Вечером, в Прощеное воскресенье, в последний раз катались на горках. В этот день люди веселились до самой ночи. Но, к сожалению, догорали свечи, гасли разноцветные бумажные фонарики. Катушка темнела до следующего года. Обдорянам было очень жалко расставаться с этим развлечением, хотелось ещё кататься и кататься, продлевая праздничное настроение, и потому грустной ноткой в морозном воздухе звучали прощальные слова расходя­щейся молодёжи:

«– Прощай, катушка! Простите все!»

После разудалой масленицы наступал Великий пост. И тут всё религиозное население О6дорска начинало говеть. В эти дни религиозные старушки постоянно ворчали на удалую молодёжь, которая с неохотой расставалась с зимними праздниками:

Полно уж вам чертей мутить.

А церковь начинала наполняться сокрушающимися о своих грехах. За год грехов у всех накопилось ох как много, и их все необходимо было отмолить. Все Посты в Обдорске соблюдались очень строго, хотя и здесь попадались вольнодумцы, которые рассуждали, что, дескать, «не входящее в уста, а ис­ходящее из уст оскверняет человека».

Скучно и однообразно проходили конец февраля, март, ап­рель и начало мая. Морозы начинали отпускать, день становился длиннее, но начинались бураны и метели, да такие, что на улицу носа не высунешь, так начиналась Полярная Весна.

[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»10129,10128″ img_size=»full»][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

В иллюстрациях использованы акварели, написанные во второй половине XIX века тобольским художником М. С. Знаменским и собранные в альбом «От Тобольска до Обдорска» . Основанный на местных легендах и сказаниях, альбом представляет виды Тобольска, Березова и Обдорска (в настоящее время Салехарда), а также сцены из местной жизни, народные костюмы и места проживания русских, сосланных в этот регион, включая декабристов. В настоящее время альбом хранится в Российской Государственной Библиотекe, до 1917 года он находился в личной библиотеке Императора Николая II.

В миниатюре – Обдорская ярмарка, начало XX века.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: