Николай Бронников – легенда театрального Салехарда

Для салехардских театралов, знающих и помнящих прошлое города, имя Николая Бронникова значит очень многое. С его судьбой неразрывно связана культурная страница нашего города.

Буду краток, 26 февраля 1945 г. решением Ямало-Ненецкого окрисполкома в Салехарде при Доме Ненца на основе самодеятельного драматического коллектива был создан театр. Директором назначили Николая Бронникова. До этого он принимал активное участие в драматическом кружке клуба имени «Жертв, павших 17 марта 1921 г.».

Николай родился 31 октября 1906 г. в с. Обдорск (ныне г. Салехард). Рано остался без отца, его мать имела собственное торговое дело, и во время революционных событий «красными» была расстреляна как заложница, недовольная новой властью. (О восстании в Обдорске 1921-22 гг. я ещё расскажу).

Николай закончил два класса Тюменского реального училища в 1919 г. В 1924 г. успешно закончил Тобольскую школу второй ступени. В эти года работал возчиком, учётчиком-конторщиком и счетоводом в Интегралкооперативе. Тогда же начал участвовать в агитбригаде «Синяя блуза» и в самодеятельном творческом коллективе. В конце двадцатых отслужил в рядах Красной Армии. Когда вернулся в Салехард, работал бухгалтером колхоза «Красный Октябрь». Но душа по-прежнему требовала творчества, поэтому Николай принял активное участие в организации самодеятельного театра при салехардском Доме ненца, радуя своим артистическим мастерством жителей города игрой в спектаклях.

Николай Николаевич Бронников

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. Был тяжело ранен в ногу и демобилизован. После этого вернулся на театральные подмостки Салехарда. Актёры драматических кружков импровизировали в Доме ненца и на площадке Рыбного завода. Об этом говорят личные записи, газетные заметки и фотографии из личного архива Николая Бронникова, хранящегося в МВК им. И.С.  Шемановского. В это же время в Салехарде работал профессиональный Театр русской драм.

Судьба этого театра интересна тем, что он был практически полностью создан на основе труппы Омского драматического театра, приехавшего в г. Салехард в 1941 г. на гастроли. Но, после начала Великой Отечественной войны, специальным распоряжением обкома партии гастролирующая труппа была оставлена в городе вплоть до 1947 г. Репертуар Театра русской драмы был обширен, например, за один творческий сезон в 1945 г. было сыграно 93 спектакля и концерта, и во всех постановках в главных ролях блестяще играл Николай Николаевич Бронников. За это время было продано около 25 тысяч билетов. Согласитесь, для городка, в котором жило не более 30 тысяч, это громадная цифра. Старожилы до сих пор вспоминают эти театральные постановки.

Кстати, театральная жизнь в Салехарде в середине XX гг. кипела. И не только благодаря Н. Бронникову и его любителям-соратникам по театральным подмосткам. Начало Великой Отечественной войны, а позже начало строительства 501-503-й строек в городе вызвало бурный всплеск театральной жизни. но это уже, как говорится, другая история, и я к этим страницам из прошлого моего города ещё вернусь.

А теперь просто приведу газетную заметку, где рассказывалось о театральной жизни в Салехарде, например, в «Тюменской правде» за 17 августа 1946 г. была опубликована статья В. Смирнова «Театр на севере».

«Далёкое Заполярье… Край бесконечных метелей и морозов. Северный советский город Сале-Хард. На одной из центральных улиц, в деревянном двухэтажном доме, по вечерам раздаются ритмичные удары гонга, и медленно раздвигается занавес. Это начинает спектакль окружной драматический театр.

Перед зрителями отдалённой северной окраины оживают яркие персонажи Островского. В зале звучат проникнутые глубокой искренностью слова великого русского драматурга. Театр знакомит зрителя не только с пьесами советских авторов, но и с произведениями классиков.

За сезон 1945-46 гг. окружной драматический театр дал 93 спектакля и концерта. В репертуаре театра были: «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» – Островского, «Так и будет» – Симонова, «Окно в лесу. «За тридевять земель»,  «Крепостные», девять водевилей Чехова, шестнадцать различных одноактных пьес, оперетта «Я вам пишу» и ряд других постановок.

В течение сезона спектакли и концерты окружного драматического театра посетило около 25 тысяч зрителей, что для небольшого северного города является огромной цифрой.

Профессиональных артистов в труппе почти нет. В основном это энтузиасты художественной самодеятельности, отдающие свободное время любимому делу. Здесь можно встретить врачей, учителей, рабочих судоремонтной базы, бухгалтеров, работников горкома ВКП(б), горкома ВЛКСМ.

Один их основных артистов – это уроженец Заполярья, коммунист Николай Николаевич Бронников, который одновременно является режиссёром и директором Северного театра. В недавнем прошлом он был главным бухгалтером Ямало-Ненецкого окрздравотдела. Скоро Н.Н. Бронников будет справлять 20-летний юбилей своей непрерывной и плодотворной работы в художественной самодеятельности.

С каждым годом растёт и развивается театр Крайнего Севера, неся культуру на далёкие окраины нашей страны».

В октябре этого года начнётся капитальный ремонт театра, и существующее здание будет полностью реконструировано, что даст возможность расширить зрительный зал и фойе. Проектируется также устройство центрального парового отопления.

Сейчас театр ведёт усиленную подготовку к предстоящему зимнему сезону».

Кстати, официально Бронников работал в Доме ненца, на должности директор-организатора Салехардского окружного драматического театра. В театре Бронникова практически не было профессиональных артистов. В числе труппы были врачи, учителя, рабочие. Окружной драматический театр просуществовал недолго. В 1948 г. театру отказали в государственной дотации, чиновники посчитали, что двух профессиональных театров для Салехарда слишком много, и он вновь стал самодеятельным. В последние годы жизни Николай Бронников играл в народном любительском театре под руководством Александры Мироновой. Театр был создан в 1961 г. на базе драмкружка окружного дома культуры народов Севера.

Дом ненца, позже Дом Культуры народов Севера. г. Салехард. к. 60-х гг. XX в.

В последние годы Николай Николаевич работал бухгалтером в Окрсобесе, потом в Ремстройуправлении. В 1965 г. он повёз своего внука в Ленинград показать, где он воевал, на Пискарёвское кладбище. Там Бронников простыл, у него началось обострение, старые раны дали о себе знать. В Москве его положили в военный госпиталь. Там он и умер.  Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

В миниатюре – здание Театра 501-й стройки, получившего в обиходе название «Клуб на 200 мест», Салехард.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: