Николай Луганский. Ностальгия по настоящему

Николай Луганский. Ностальгия по настоящему

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Многие люди – критики, журналисты, блогеры – размещают в сети интернет отзывы о концертах классической музыки. Достаточно набрать несколько ключевых слов – фамилии известных исполнителей или композиторов и – вуаля! Любая поисковая система выдаст огромный список материалов по заданной теме.

Раньше и я пыталась рассуждать о сути музыкальных сочинений, сравнивать исполнителей, анализировать услышанное… Но, в последнее время, все чаще задумываюсь о целесообразности такого подхода.

Наш мир наполнен прекрасными звуками. Каждый вечер они плывут со сцены филармонии, поднимаются вверх из оркестровой ямы театра оперы и балета. Кажется, стоит прийти в любой концертный зал и вот она – музыка.

Но, на мой взгляд, музыкальное произведение – это не просто приятная мелодия, а событие, которое может тебя изменить. К такому выводу я пришла несколько лет назад, посетив концерт народного артиста России, пианиста Николая Луганского. После его выступления мне совершенно не хотелось говорить, делиться впечатлениями. Хотелось просто сохранить чувство умиротворения, которое возникло во время концерта.

28 июня в Свердловской филармонии состоялось закрытие очередного камерного сезона и вновь на сцену Большого зала вышел Николай Луганский. Мне очень повезло: удалось не только насладиться музыкой П.И. Чайковского и Ф. Шопена, но даже побеседовать с исполнителем.

Так можно ли о музыке рассказывать?

«На мой взгляд, восприятию музыки страшно вредит идея о том, что после прослушивания мы должны сделать какие-то словесные выводы, – говорит Николай Львович. – Есть явления, которые легко описать словами, но также есть масса эмоций и страстей, которые словам не доступны. Музыка выражает это гораздо сильнее и мы просто не в состоянии их объяснить. Мне кажется, после концерта нужно верить только своим чувствам».

Действительно, большинство меломанов без высшего музыкального образования опираются лишь на свои внутренние ощущения. А возможно ли стать продвинутым слушателем, совершенно не имея теоретической базы? Музыкант рассуждает так:

«Нужны ли теоретические основы? Я думаю, они конечно не повредят. Когда человек хочет узнавать все больше и больше, то может взять учебник по истории музыки. Если автор – хороший писатель, такое пособие содержит и элементы беллетристики. А значит – читать будет интересно и легко.

 Предмет «Теория музыки» – несколько сложнее для восприятия. В детстве музыканты изучают ее, как правило, в приказном порядке. Но все зависит от человека! В принципе, знание форм музыкальных произведений и таких понятий как тоника, субдоминанта и доминанта тоже может помочь!»

Отвечая на поставленный вопрос, Николай Луганский подчеркнул, что есть огромное количество выдающихся слушателей, которые никогда не изучали теорию. Знания приходили к ним по мере накопления опыта.

«Чем больше человек посещает концертов, тем больше у него появляется различных градаций. Что-то очень нравится, другое нравится меньше или не нравится совсем… Улучшается восприятие музыки. Ум, сердце и душа человека раскрываются для слушания», – говорит исполнитель.

Значит, приложив усилия, и дилетант может неплохо разбираться в музыкальном искусстве. А что же профессионалы? На первый взгляд, им и карты в руки. Знают теоретическую основу, имеют практические навыки. Но могут ли они от всего этого отрешиться и воспринимать музыкальный материал также непосредственно как обычные слушатели?

«Когда музыкант начинает работать над новым произведением – это самый сложный период. Человек влюбляется в сочинение, которое играет. И слушать другое исполнение в этот момент весьма непросто! Может возникнуть чувство острой ревности. Это все равно, что увидеть, как твою девушку целует другой мужчина», – поясняет пианист. – Думаю, в такой ситуации даже крупный музыкант может неизбежно морщиться и говорить, что исполнение никуда не годится! Но если артист любит именно музыку, а не только себя, то такая реакция долго не продлится».

Говорят, что музыканты все чаще сталкиваются с проблемой недостатка репетиционного времени. Порой приходится встречаться с оркестром или другими солистами за несколько часов до совместного выступления. Меньше «черновой» работы – больше концертов. Неужели все это делается в угоду коммерции? Неужели и академическая музыка становится лишь способом заработать побольше денег?

«Мне кажется, это вопрос не столько о музыке, сколько о мышлении, которое связано с постоянным получением прибыли. Можем ли мы этому противостоять? Из десяти рублей человек хочет сделать сто, из ста – тысячу, и так далее… Если брать по-настоящему великих исполнителей, то на качество их музыки гонорар не влияет. Например, Григорий Соколов будет играть на рояле вне зависимости от того сколько ему заплатили. Но это, увы, исключение, это касается только выдающихся людей, – поясняет артист. – Если человек чуть ниже рангом и талантом, то отрицательное воздействие будет ощутимо! Как признался один знаменитый боксер, самое сложное в карьере – вставать в шесть утра для пробежки, зная, что на твоем банковском счете пятьдесят миллионов долларов».

Конечно, определенное благосостояние для музыкальной культуры необходимо. Если денег нет совсем, то в городе не будет ни симфонического оркестра, ни концертных залов.

У меня иногда складывается впечатление, что рассуждать о закате культуры сейчас модно. А меж тем, размеры зарплат ее деятелей в последние годы прилично выросли. Об этом говорят сами исполнители. Жаль только, что баснословные гонорары видят лишь солисты и дирижеры, да и то далеко не все.

Практика показывает, что цена билетов на тот или иной концерт – критерий сомнительный. Стоимость места не скажет об исполнителе ровным счетом ничего.  О его популярности и раскрученности – может, но не о профессионализме и таланте. В наш век пиара и рекламы слушателям стоит быть бдительнее!

Конечно, знаменитый пианист – не гарантия того, что вы услышите концерт мечты! Многое зависит от произведений, акустики зала и рояля, который предоставит организация. Так не проще ли купить идеальную запись, нивелируя тем самым все возможные погрешности?

«Аудиозаписи – это замечательно. Я путешествую с CD-плеером и постоянно что-то слушаю. Вообще рекомендовал бы меломанам готовиться к предстоящему концерту, заранее знакомиться с музыкальным материалом. И аудиозаписи подходят для этой цели как нельзя лучше,- говорит Николай Львович. – Но живой концерт,  на мой взгляд, есть высшее проявление музыки! Элемент риска – неотъемлемая часть выступления, которая имеет свою колоссальную притягательность! Да, носителей информации становится все больше и больше – книги, ноты, аудиозаписи. Но живые выступления – сиюминутны, а значит – уникальны».

Вы как хотите, а я с пианистом абсолютно согласна!

Скажу честно, после концерта Николая Луганского я почувствовала легкую грусть. Потому что, на мой слух, его музыка способна изменить, сделать нас лучше. Она действительно живет, она – настоящая. Музыка, по которой я буду скучать!

«Я не знаю, как остальные,

       Но я чувствую жесточайшую

            Не по прошлому ностальгию —

           Ностальгию по настоящему…»

         (Андрей Вознесенский)

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_text_separator title=»Концерт в Свердловской филармонии. 28.06.2017 (фото – Татьяна Андреева)»][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»25365,25362,25363,25364″][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: