Охота без оружия: секреты югорчан (не для слабонервных) 12+

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Как охотиться без оружия и капканов? Это с давних времен умеют аборигены Югры – ханты и манси. Их охотничий опыт наглядно представлен в одной из самых интересных музейных экспозиций Ханты-Мансийска – на охотничьей тропе. А находится эта тропа на территории этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Музей – хоть и в городской черте, но в самой настоящей тайге, на священном холме северян: «Торум Маа» означает «Земля Торума», верховного божества хантыйского и мансийского пантеона. Зайдя на эту зеленую – а зимой бело-зеленую – территорию, гость может ознакомиться с бытом, обычаями, традициями и ремеслами аборигенов, войти в традиционный бревенчатый дом и в берестяной чум, попробовать хлеб из хантыйской печи и суп-шурпу, сваренную из оленины, повязать лоскуток ткани на дерево, обратившись за помощью к духам.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_gallery interval=»3″ images=»25482,25483,25491,25492,25493,25494,25497″ img_size=»full»][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_gallery interval=»3″ images=»25484,25485,25486,25487,25488″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

А еще пройти по охотничьей тропе. Показать секреты мастерства охотников может сотрудник музея, заведующий сектором музейных программ и проектов Вячеслав Кондин. Он коренной югорчанин, в его роду – и ханты, и манси, так что Вячеслав Юрьевич не понаслышке знает то, о чем рассказывает посетителям.

[/vc_column_text][vc_gallery interval=»3″ images=»25489,25490,25495,25496″ img_size=»full»][vc_column_text]

«История нашей тропы началась в 2006 году с семинара музейных работников по созданию таких экспозиций. С тех пор работа ведется постоянно, в прошлом году проведен очередной семинар, сделано несколько новых демонстрационных ловушек, – говорит Вячеслав. – Их требуется не только строить, но и ремонтировать, подновлять – в этом нам помогают старшеклассники из Школы выживания. Многие из этих ребят сами могут смастерить настоящую ловушку на зверя.

В советское время ловушки были запрещены, охотились железом – оружием, капканами. Но теперь наоборот, запрещены капканы, а ловушки легализованы (впрочем, не все). Причина возврата к традициям – в том, что капканы калечат зверей, делают инвалидами. Сегодня ряд животных югорские охотники добывают только старинными способами – например, соболя. Но конечно, и для ловли традиционной ловушкой нужна охотничья лицензия».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Здесь стоит отметить, что не каждый посетитель спокойно воспринимает рассказ. Сегодня немало противников жестокого обращения с животными, которых печалят такие подробности. Однако Вячеслав Кондин возражает: ловля ловушками, когда охотник один на один со зверем, в любом случае гуманнее, чем установка калечащих животных капканов, когда звери вынуждены отгрызать себе лапы, или массовой охоты с ружьями на автомобилях, с вертолетов… Если кому-то из читателей рассказ доставляет неприятные ощущения – просим закрыть эту страницу.

С остальными – продолжаем![/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Начинается тропа с ловушек на боровую дичь. Устройства из палок и бревнышек, которые позволяют добывать зверей и птиц за счет придавливания их грузом, имеют общее старинное русское название «слопец». Делают их ханты и манси на разных территориях по-разному, и называют тоже. «Няль» (мансийское название) – кондинский слопец. Ставят его в сосновых борах. Ловушка настораживается так, чтобы висячая конструкция при потере равновесия задавила дичь. Глухарь принадлежат к отряду куриных и, как прочие представители этого отряда, чтобы переваривать грубую пищу, хвою, набивает зоб песком, галечником – так пища лучше перетирается. Вот и в ловушку кладут песок, гальку, чтобы птица потянулась за ними, а для приманки – что-то вкусное: ягоды, почки. Глухарь заходит внутрь, выбивает неустойчивую деталь, и на него падает груз достаточной тяжести. Хантыйский аналог ловушки с некоторыми отличиями в конструкции зовется «лук сэсы».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»25500,25501″ img_size=»full»][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_video link=»https://youtu.be/79rduVeuFsA»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

«Черкан» – ловушка на горностая или соболя. Устройство устанавливается на дереве, у дупла, или у входа в нору, в глубине кладется что-нибудь съедобное и вонючее, чтобы привлечь внимание этого мелкого хищника в «королевской шубке». Для приманивания соболя кладут часть птицы, так как это основной объект его промысла.

Горностай забирается по взбежке, просовывает голову, и ее прищемляет.

[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_single_image image=»25589″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_video link=»https://youtu.be/W0ZMH-CI-JE»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_single_image image=»25503″ img_size=»full»][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Еще одна ловушка на соболя. Называется она «нёхыс няль». Принцип действия – защемить зверя бревнышками, которые изначально раздвигаются, между ними устанавливаются две палочки, к которым привязывают наживку.

Забравшись по взбежке, соболь опирается лапками на палочку, та выскальзывает, и его придавливает.

[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_video link=»https://youtu.be/aIotEDTOt5U»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Лиса, как мы знаем из сказок, любит рыбку.

Поэтому есть ловушки, которые используют именно эти гастрономические пристрастия. Например, «вухсар вэлпэс».

Вертикально устанавливается расщепленное бревнышко, посредине вешается рыба на палочке. Лиса пытается ее достать, лапа застревает, а поскольку лиса инстинктивно тянет ее вниз, то лапа застревает еще больше.

И приходится Патрикеевне дожидаться охотника.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_single_image image=»25590″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_single_image image=»25505″ img_size=»full»][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Конструкция, похожая на соболиную ловушку, но гораздо мощнее.

Это на росомаху, хитрого и опасного лесного хищника.

Но на деле этот способ ловли используется редко, так как ловить незачем: ни вкусного мяса, ни ценной шкуры, ни чего-либо еще полезного от этого зверя не получить.

[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_video link=»https://youtu.be/LCwNCTLbdJE»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Ловушка на лису или волка – «вухсар сэсы». Устройство похоже на няль, но детали крупнее и тяжелее.

[/vc_column_text][vc_single_image image=»25506″ img_size=»full»][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_video link=»https://youtu.be/_mVmkjI9Wnk»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

А вот ловушка на медведя – «йих сэсэх». Такая ловля требует особой осторожности и аккуратности: необходимо, чтобы зверь был задавлен бревнами наверняка, поэтому на реальной охоте груза обычно бывает больше. Дело в том, что медведь имеет очень хорошую обонятельную память. Если он полез внутрь за приманкой и пострадал от ловушки, но остался жив, то обязательно запомнит запах охотника. Выследит и убьет – даже если пройдет десять лет. Идя на медведя, охотник совершает и ритуальные обряды на удачу, и практические процедуры, маскирующие индивидуальный запах, – например, окуривает себя дымом.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_single_image image=»25508″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Аборигены Севера верят: медведь когда-то был богом и в картине мира занимает более высокое положение, чем человек. Это отражается в традиционных охотничьих «записках» – насечках на деревьях, которые и сегодня можно встретить в югорских лесах. Они отмечают, где и какой зверь добыт (медведь сверху, его обозначают голова и четыре лапы), сколько было при этом охотников и собак (здесь охотников двое, а если бы с ними были собаки, это были бы галочки еще ниже. Иерархия!).

Старые обычаи требовали после добычи медведя оправдаться перед ним, чтобы не навлечь на себя беду. Охотник рассказывал убитому зверю: – «Тебя убили железом, железо принесли русские, а у меня, смотри, только лук и стрелы, я непричастен к твоей смерти». Понятно, что этот обычай появился, когда про толерантность еще никто не слыхивал. Отказаться от охоты на медведей, хоть они и священные, северяне не могли, так как она давала целебные компоненты снадобий – медвежью желчь, медвежий жир, использующиеся и сегодня в народной медицине. Конечно, применение находили и продолжают находить и мех медведя, и мясо. Уважение к сверхъестественной сущности требует, чтобы ханты и манси проводили после охоты обряд почитания, медвежий праздник. Шкура медведя украшается, звучат песни, участники танцуют, а также поедают вареную медвежатину, причем к мясу и костям священного животного запрещено прикасаться железом, нельзя резать и дробить кости – разделывать можно только руками.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_single_image image=»25509″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Поставлены на тропе и ловушки на второго «царя тайги» – лося. Такие обычно ставят на лосиных тропах – как известно, маршруты передвижения рогатых исполинов не меняются десятилетиями. Самострел на лося и дикого оленя («йещен мув лот») настораживается таким образом, чтобы веревочка, которая тянется от места на тропе к спусковому устройству, перегораживала животному путь: лось тревожит бечевку – и получает смертельное ранение стрелой. Эта ловушка на территории музея по понятным причинам никогда не бывает «заряженной», но когда специалисты проводили испытания, летящая стрела пробивала забор.

Другая ловушка на лося – ловчая яма, на дне которой вертикально установлены острые колья. Ее «активируют» непосредственно перед ловлей, а когда добыто необходимое число зверей, колья убирают, и яма становится неопасной. Но сейчас под металлической решеткой, как видите, все наготове…

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»25511,25512,25513″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Показаны на тропе и ловушки для охоты, которую обычно вели женщины (или дети). Это «перевес» – ловля уток сетями по весне. Между озером и речкой прорубали просеку и устанавливали меж двух деревьев конструкцию из сети и веревок, свернутую определенным образом. Охотница пряталась за деревом и, когда вечером утки перелетали с озера на реку, спускала перевес – сеть расправлялась прямо перед летящими птицами. Таким способом ловили до двухсот уток за ночь, а перелеты длились недели по две. Наловить можно было на год, засолить или сохранить мясо в выкопанных в земле ледниках. Конечно, сегодня, когда численность птиц далеко не так велика, как десятилетия назад, этот способ ловли строго запрещен.

Главный принцип охоты коренных северян с давних пор состоит в том, чтобы добывать столько, сколько нужно для пропитания семьи. Если получалось больше, излишки отдавали соседям, одиноким старикам. Охотник ханты или манси всегда решал изначально, за каким зверем отправлялся в лес, и в дороге не отвлекался на другие виды добычи. Возможно, эта традиция помогала поддерживать биобаланс в лесах, была неким подобием «плановой экономики».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Охотник уходил на день или несколько дней, ловушек могло быть несколько десятков, и каждую нужно было проверить, при необходимости починить. Поэтому в лесу на расстоянии дневного перехода обустраивались места для ночлега: охотничьи домики с лабазами (амбарами на высоких бревенчатых «ногах») или навесы от ветра и снега, обогреваемые кострами из длинных бревен («нодья», «нутья», «най арась»). «Даже в тридцатиградусный мороз огонь, разведенный меж двух бревен, обогревал охотника до шести часов. Также давали тепло хозяину собаки, ложась на ноги», – говорит Вячеслав. Охотничий домик выстроен сотрудниками музея в прошлом году на средства выигранного окружного гранта. Он вполне пригоден для использования – осталось только вывести печную трубу на крышу. Когда эта работа будет сделана, Вячеслав Кондин и его коллега Анатолий Брусницин, с которым они вместе обустраивают охотничью тропу, реализуют их давнюю мечту – заночевать в охотничьем домике. Так, как делали это предки, без вай-фая, электричества, наедине с природой, чтобы «экспонат» по-настоящему стал живым.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»25517,25518″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

P.S.: При демонстрации ловушек не пострадало ни одно живое существо – за исключением нескольких комаров.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Татьяна Раздрокова/ автор статьи

Родом из Кургана, по образованию учитель и юрист, по призванию журналист, по мировоззрению атеист, по образу мышления скептик, не чуждый оптимизма. Живу и работаю в Ханты-Мансийске.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: