Отдельные истории Виталия Ливитина

У журналистов есть проблема, когда работаешь над какой-то одной темой, например, как я – историк, то вольно или невольно «замыкаешься» на одних и тех же людей, а ведь знающих историю города гораздо больше. Но есть одно но… некоторые «на камеру» или диктофон говорить не хотят… А ведь многие были очевидцами и участниками событий. И когда мне всё же удаётся пополнить свой круг «контактов» то я счастлив, потому что узнаю новое. Кстати, считается, что в этих вопросах надо общаться только со старожилами, то есть родившимися здесь, но ведь жизнь продолжается, и то что сегодня было новостью – завтра история и приезжие могут тоже поведать о многом.

Интервью с Виталием Виторовичем Ливитиным

Случай меня свёл с Виталием Ливитиным. Вернее, сначала я прочитал его книгу «Отдельные истории». Эта книга во многом автобиографична, к тому же полна ценной информации о том, как жили люди в 60-80-е годы. И я решил с ним обязательно встретиться, чтобы взять интервью, и просто познакомится. Я не был разочарован, это очень интересный человек, много знающий отличный рассказчик. Между прочим, его судьба была очень похожа на судьбу других, кто решился ехать на Север.

Виталий Викторович приехал в Салехард в 1969 году, до этого жил, учился, работал в Киеве, но «стало скучно жить, – как рассказал во время интервью Ливитин. – К тому же я детдомовский. И как раз было начало строительства Билибинской атомной электростанции (решение о её строительстве было принято в 1965 г. – прим. редакции). Нам дали комсомольские путёвки, но пришла телеграмма, что стройка на год закрывается, не успели в навигацию доставить грузы».

Ребятам предложили ехать на Усть-Илим, работать топографами на строительстве железной дороги Хребтовая – Усть-Илимская ГЭС. Они два года отработали в тайге, вернулись в Киев. Здесь у Ливитина украли все документы. Возникла проблема, последнее место прописки была станция Туша Иркутской области. И тут снова встреча, знакомые рассказали, начинается строительство нового города – Надым. Тогда времена были проще, с одним профсоюзным билетом Ливитин поехал покорять Ямал.

г. Салехард, ул. Ленина, 1970 г.
из фондов МВК им. И.С. Шемановского

«В Салехарде было вообще интересно. Это был конец октября Приезжаем мы в Лабынганги, надо идти по железной дороге. Шли долго и прошли мимо поворота к причалу. Садимся на «Омик», лёд уже. Поднимается по лестнице в Салехарде, уже темень, а если кто помнит деревянные тротуары. Это был 1969 год. Остановились в Речном порту в гостинице».

Кстати, о том, что там была гостиница я не знал, а старожилы почему-то не рассказывали.

Первые впечатления у Виталия Викторовича были тягостными. Ведь он только что приехал из Киева, работал в Иркутске город «неизгладимое впечатление произвёл, если честно сказать». Об этом вспоминают многие, кто приехал в Салехард в 1960-80-х годах. Одним словом, он решил уехать, но на следующий день закрылась навигация. Пришлось искать работу, ведь чтобы попасть в Надым, нужен был пропуск, а паспорта нет. Сначала они хотели устроиться на строительство Нижне-Обской ГЭС, которую планировали соорудить в Салехарде, но к тому времени этот проект был свёрнут.

«Кто-то нас надоумил съездить на Комбинат, там строительная контора есть. Начальник говорит: «Вы представление имеете, как топор в руках держать?» Мы на Усть-Илиме ещё параллельно дома строили, бамовские. «У меня есть объёкт, надо в ДОКе (деревообрабатывающий комбинат. – прим. моё) пирс строить. Это был наш первый объект, который нам дали».

Добираться до работы зимой было непросто, но как вспомнил Ливитин «вот если ты идёшь по улице в мороз, если машина едет, она останавливается, если никого там нет. Остановится, спросит куда тебе надо, подвозили».

Увы, сейчас многое изменилось в Салехарде и вообще на Севере… и, причём, не в лучшую сторону. Я имею в виду отношение между людей…

Потом Ливитина пригласили работать в Тарко-Сале, в геологоразведочную экспедицию. Позже вернулся в Салехард, представителем Пуровского объединения Нефтегазгеологии. Работал в Ямальской геофизической экспедиции почти 10 лет.

Виталий Викторович Ливитин

«Потом геология начала разваливаться и мне предложили работать в СМУ-5, строили дома в Салехарде. И однажды вызывает меня начальник «Тебя в Тюмень вызывают». Прилетаю в Тюмень, захожу в кабинет и говорят: «Есть мнение назначить тебя руководителем новой организации, которая будет заниматься газовых сетей в Салехарде».

В Салехарде до этого газ был в баллонах, доставляли их из Подмосковья. Это вообще целая эпопея, грань истории из жизни салехардцев, с которой связано очень много историй, как весёлых, так и грустных. Кстати, жильцы многих домов до сих пор пользуются баллонным газом… здесь я ничего не буду комментировать…

Виталий Викторович о газе имел самые смутные представления, как он сам признаётся «что надо сначала делать, спичку зажигать или газ открывать?», но зная его незаурядные организаторские способности его всё же назначили начальником. Ему удалось собрать почти 130 человек, а времена уже начинались непростые, перестройка шагала по одной шестой части суши.

«Сначала хотели строить газопровод из полиэтилена. Но не пошло, потому что не технологично, особенно в зимнее время. А во-вторых, полиэтилен в то время на Севере нигде не применялся, слишком смелое решение. Небольшой, экспериментальный участок положили в Аксарке (ЯНАО), где-то километра 2 – 3. Потом разобрали и на этом закончилась история с полиэтиленом».

Несмотря на то, что салехардцы очень хотели иметь сетевой газ, но начались проблемы. Дело в том, чтобы проложить газопровод пришлось ломать заборы у частных домов, многим это не понравилось. А ещё руководство Ямало-Ненецкого автономного округа решило организовать своё строительное управление чтобы «уйти» от Газпрома. Строителям  выделяли около 70% строительными материалами, напомню, это были 90-е годы, очень тяжелое время, везде бартер, и всего 30% деньгами, но это не покрывало даже зарплат работникам. Новая организация рождалась непросто, проблем хватало, ведь пришлось начинать всё с нуля.

«Та задача, которую поставил перед нами губернатор, мы её выполнили, газ в город пришёл, и в Харп, и в Лабынанги, и в Аксарку».

На официальную пенсию Виктор Витальевич вышел в 2002 году, но продолжал работать в ООО «Ямальская строительная компания», оказывал консультации, ибо не спросить совета у человека с таким опытом грех. А знаний у него хватит на много инженеров и чиновников. В это же время Ливитин значительно расширил сферу своих интересов. У него накопилось много дневников и фотографий, по этим материалам он написал свою первую книгу «Отдельные истории», где рассказал о своей жизни и трудовых повседневных буднях, в том числе и на Ямале. Кстати, книга очень интересна, я там почерпнул для себя много интересного… К большому сожалению жаль, что такие книги издаются за свой счёт и мизерным тиражом. Впрочем, я, пользуясь своим служебным положением, сделал с Виталием Ливитиным несколько передач «Прогулки по городу», и продолжу, потому что Виталий Виторович бесценный кладезь информации.

Виталий Викторович Ливитин

P.S. Кстати, в интернете его фотографий нет, или я плохо искал… так что эти будут первыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: