Пьянство и вахтовики: тюменский блогер о поездах и полиции

15 часов я провел в поезде, и всё для того, чтобы понять, как работает полиция на железной дороге в Тюмени.

Маршрут следования был таким: от Тюмени до станции Демьянка и обратно. Сначала я прошел инструктаж. Мне рассказали, куда я поеду, что меня ожидает и с какими проблемами сталкиваются представители транспортной полиции чаще всего.

Одна из главных проблем – воровство сотовых телефонов. Сотрудник полиции рассказал мне, по какой схеме действуют злоумышленники. Пассажир поезда засыпает, оставляя телефон на прикроватном столике, тем самым провоцирует потенциальных воров совершить свое преступление. Когда гражданина будишь и просишь убрать телефон с «чужих глаз», он возмущается, дескать, почему нарушают его сон. Полицейский понимает, что сон есть сон и нарушать его не хорошо, но «защитить» пассажира от потенциальной кражи – это его долг.

Когда объясняешь пассажиру, что оставлять телефон на видном месте в плацкартном вагоне поезда не стоит, он говорит: «У меня он не дорогой, не жалко». Когда украдут, продолжает свой рассказ полицейский, то «потерпевшие» сразу пишут заявление о пропаже. Полиция задает резонный вопрос: «Мы же вас предупреждали?» Потерпевший отвечает: «У меня там ценные фотографии или важные контакты – а на сам телефон «наплевать».

Случаются и «пьянки» в поезде – это, к сожалению, в порядке вещей. Особенно, когда речь идет о вахтовиках, которые возвращаются с работы домой. Их организация, бывает, полностью выкупает вагон, поскольку работников много. И если такое случается, то инцидентов не избежать.

Хочу описать один интересный момент, связанный с правонарушениями. Составить протокол нельзя без свидетелей, как правило, таких свидетелей в вагонах с вахтовиками «не находится». Есть отдельные личности, которые совершают административные правонарушения систематично. Почему так происходит?

«Штраф в размере 500 рублей слишком мал. Если бы он составлял 3000 рублей – тогда эта сумма была бы существенной «преградой» перед дальнейшими преступлениями. Стоило бы ужесточить наказание», – рассказывает полицейский.

Мой поезд отправлялся в 22:18 по местному времени. Я «на бегу» познакомился с опытными сотрудниками. Их стаж службы превышает 10 лет. Мы сели в вагон, дождались, пока всё «успокоится», и примерно через час вышли в ночной рейд. Большинство пассажиров спало на своих местах, но, однако, не все. На нашем пути встретился только один нарушитель – курильщик, правда, он отделался предупреждением.

Для себя я отметил профессионализм и тактичность в действиях полицейских. Они вежливо вели разговор с пассажирами, которые, к примеру, оставляют сотовые телефоны даже не у себя на столике, а в тамбуре! Где это видано? Украсть телефон не составляет труда, абсолютно. Особенно, когда поезд подъезжает к станции…

Один из сотрудников рассказал мне историю, которая связана как раз-таки с безответственным отношением к собственным вещам. Женщина купила билет в купе и благополучно уснула, предварительно сняв с себя все золотые украшения. Она положила их на столик. Более того, дверь в купе она не закрыла. Когда сотрудники транспортной полиции её разбудили и объяснили, что, мол, женщина, берегите свои вещи, она заявила: «А вы для чего?» Такая фраза повергла меня в шок!

Ещё был случай – о нем мне тоже рассказал полицейский. Бабушка потеряла свой сотовый телефон и не могла его найти, она была твёрдо уверена в том, что гаджет украл именно её сосед. После разбирательства выяснилось, что женщина сама положила его в собственную сумку, благополучно забыв об этом.

Немного о сотрудниках и правилах.

Сотрудники транспортной полиции сопровождают поезда по два человека. Для них предоставляется купе целиком. Почему целое купе? Если сотрудники во время рейда по вагонами сталкиваются с нетрезвым пассажиром, который мешает спать всем окружающим, его «зацепляют» и уводят к себе в купе (проводить профилактическую беседу). Таким образом сотрудники ограждают граждан от «неприятных» соседей по койке.

Сотрудникам полиции запрещено применять огнестрельное оружие – опасно. Замкнутое пространство, пуля может отрикошетить, да и люди вокруг! Применять дубинки – также запрещено. Опять же, как размахнуться в узком вагоне? Но по закону наличие таких  специальных средств обязательно.

Деятельность транспортных полицейских очень важна. Сотрудники во время службы являются и детективами, и психологами – у них нет начальства во время движения поезда, весь груз ответственности они возлагают на свои плечи. Потому что пока поезд в пути – нет сотовой связи, нет возможности попросить подмогу, в случае чего…

Правда «защитниками» пассажиров являются не только полицейские, но и «ЧОПовцы». Они наделены меньшими полномочиями, нежели сотрудники транспортной полиции. Тем не менее, они также следят за порядком и в случае нештатной ситуации идут на помощь полицейским.

Также следует отметить, что у транспортной полиции есть современное оборудование, которое помогает им в службе. Например, ТМ – ка, – это такой прибор, с помощью которого можно «пробить» по базе данных любого человека. Имеются ли у конкретного человека задолженности, например, по невыплате алиментов. Прибор «выдаст» и эти данные.

Представители транспортной полиции носят на внешнем кармане служебной одежды компактный видеорегистратор. Он фиксирует всё. Это вещь очень полезная. Если гражданин предпримет попытку обмануть сотрудника полиции, например, «незаметно» вытащить из кармана свёрток с наркотическим веществом, это будет зафиксировано документально.

Время подошло к 00:00 и работа постепенно стихла, но это только для меня – сотрудники полиции продолжали нести свой служебный долг. В 5:00 мы прибыли на станцию Демьянка, где оказались в так называемом перевалочном пункте – комнате отдыха. Здесь сотрудники ожидают следующего поезда.

В 7:20 мы уже были в новом вагоне. Спустя 15 минут после отбытия поезда мы начали совершать обход. На этот раз в поезде оказались вахтовики, но «точечно» (целый вагон для них никто не выкупал). Наш обход длился более часа, поскольку было не все так гладко. На нашем пути оказался курильщик, «поймали» его в проходе, между вагонами, во время движения поезда. Ему повезло, сотрудники оказались к нему снисходительны. Его предупредили: «Если инцидент повторится вновь, будем составлять протокол».

Мы шли по вагонам и дошли до предпоследнего. Нам попался мужчина, который накануне употреблял спиртные напитки и потерял свой паспорт во время «нирваны». Сотрудники транспортной полиции стали помогать ему в поисках документа. Поиски продолжались около 20 минут. В итоге, паспорт был найден – он оказался за полкой у другого человека.

Конечно же, этот «другой человек» сказал, что вместе они не пили. Но внешний вид выдавал истинное положение дел. Мужчину с найденным паспортом пригласили вновь оформить протокол, по факту повторного распития алкогольной продукции. Ему выписали штраф по месту жительства. Мужчина был очень этому недоволен, но признал свою вину и оставил подпись – ознакомился с протоколом, а значит согласился с содеянным.

На обратном пути нас «ждал» мужчина, который также «принял на грудь». Запах алкоголя был настолько сильный, что казалось, если поднести спичку – все вспыхнет. Он был более спокойным и даже смешным, после каждого словосочетания добавлял слово «однако», а одного из полицейских и вовсе  назвал «братаном».

Сотрудники полиции проявили отличные личностные качества, такие, как доброжелательность, отзывчивость, да и без юмора не обошлось. А без юмора никуда на службе – так мне сказал полицейский.

Очень приятно было находиться в этой компании. Работа интересная. Почему сотрудники идут именно сюда? Это люди, которые хотят бороться с преступностью, у которых развито чувство справедливости, которые готовы помогать окружающим. Ну и конечно сам процесс работы происходит «на ходу» – в буквальном смысле. В этом есть что-то особенное.

Полицейские также рассказали о том, что не хватает кадров. Молодёжь есть, но её все равно не хватает, а вот «старожилов» практически не осталось. Если бы было больше сотрудников – был бы больший охват поездов, а, следовательно, меньше преступности. Сотрудников, понятное дело, на все поезда не хватает.

Павел Статных/ автор статьи

"Ландшафтник" по образованию, начинающий журналист и блогер. Тюмень.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: