Последний местоблюстель царской России

В ноябре мы вспоминаем много событий, случившихся в нашей стране на протяжении XX века. О Дне политических репрессий я уже писал в статье «На память потомкам. Прощай, 501-я стройка». Но сейчас хотелось бы рассказать о событиях, которые так или иначе тоже были связаны с Ямалом, но происходили за пару десятков лет до этого.

Дело в том, что репрессии затронули не только так называемых «политических», в том числе осуждённых по приснопамятной 58-й статье, но и тех, кто от политики старался держаться подальше, занимаясь духовными делами страны. Но увы, взбурливший котёл событий уже не делал различий между сословиями.

Впрочем, в лихие революционные годы и позже, на граждан Советской России вешалось только два ярлыка: или «за наших» или «враг народа». Православным служителям культа пришлось делать выбор. Тяжёлый выбор… И я хочу сказать, не мне их судить, неизвестно, кто бы из ныне живущих повёл бы себя именно так, а или иначе. Я ни в коем случае не хочу кого-то из священников обвинять или восторгаться, каждый выбирал свой путь.

Хочу напомнить о Петре Полянском, одним из последних местоблюстителей православной Церкви, говоря иными словами – временно исполняющим обязанности Патриарха. Между прочим, в этом году в его биографии было бы два юбилея, если можно так сказать: 90 лет как он был сослан в посёлок Хэ и 80 лет со дня его расстрела. Впрочем, есть и другие юбилеи…

Пётр родился в 1862 году, то есть в этом году ему было бы 155 лет. В 1920 году принял постриг, священство и епископство. Между прочим именно Патриарх Тихон предложил ему стать помощником в делах управления церковью во время начавшихся репрессий большевиков. Полянский принял предложение, но своим родственникам сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Его слова оказались пророческими.

В декабре 1925 года, по постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП(б), он был арестован. Исполнение Местоблюстителя перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) в ранге Заместителя местоблюстителя. Впрочем, влияние Полянского в мире русского христианства по прежнему оставалось очень большим, он был против многих изменений в церкви, которые предлагала новая власть. Например, на одном из допросов он заявил, что церковь не может одобрить революцию в стране, объясняя свою позицию так: «Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война ещё может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается отечество от иноплеменников и православная вера».

Пройдя несколько тюрем и пересылок он был выслан за Полярный круг. Власти надеялись, что таким образом верующие потеряют с ним связь. Через Тобольск и Обдорск Патриарший Местоблюститель был привезён в крошечное зимовье Хэ, расположенное на восточном берегу Обской Губы (ЯНАО). Кстати, на месте этого зимовья когда-то работал миссионерский стан, основанный ещё обдорским миссионером игуменом Иринархом, а в миру Иваном Шемановским, ещё в начале XX века.

Связь с внешним миром Полянский не прекращал. Сохранились его письма и отчёты его стражников, но долгие десятилетия они хранились под грифон «Секретно». Так что ничего удивительного, что вплоть до 90-х годов все были уверены, Пётр Полянский там и скончался, в 1936 году. Например, в июле 1991 года на Ямал впервые прибыл Епископ Тюменской и Тобольской  епархии владыка Димитрий. Он освятил храм святых Петра и Павла в Салехарде. А потом вылетел в Хэ. Здесь он крестил 40 ненцев. Но основная цель этой мисси заключалась в том, что хотели найти место погребения Петра Фёдоровича Полянского.

Позже, рассекреченные документы и поиски историков доказали, что на самом деле Полянский прожил ещё около года, но уже не в Хэ. Его перевели в Верхнеуральскую тюрьму, где 10 октября 1937 года, в «четыре часа дня» его расстреляли. Место его погребения пока остаётся неизвестным. Между прочим, когда я готовил этот материал, был уверен, что это трагическое событие произошло 10 ноября, но опубликованные новые документы развеяли ещё один миф.

И не могу обойти вниманием ещё один юбилей, связанный с жизнью последнего Местоблюстителя Православной церкви революционных времён Петра Фёдоровича Полянского – ровно 20 лет назад, в 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых как новомученик.

Вот такие четыре «юбилея» из биографии одного человека, через призму которых также хорошо можно рассмотреть историю нашей страны.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: