Строительство железнодорожного моста через реку Тобол

В этот день 12 декабря 1893 года в Кургане состоялась закладка постоянного железнодорожного моста через реку Тобол. Напомню, что до этого, движение происходило по временному деревянному мосту, а рядом начиналось строительство массивного металлического строения.

Склад ж/д конструкций и рельсов для строительства моста через реку Тобол. 1894 г.

На постройке этого грандиозного сооружения работали только мужчины, при чем, не обладающие навыками, подобного строительства, работа была очень тяжелая, нередко случались и травмы, поэтому труд рабочих оплачивался достаточно высоко. Из газеты «Тобольские губернские ведомости»: «На постройке моста работает 2 смены по 35 человек. Работник, занимающийся перевозкой вынутой земли, получает 1 рубль 10 копеек. На укладке быков получают по 10 рублей в день. Вблизи строительства моста находится группа землянок – жилища рабочих». Работа шла круглые сутки.

Кессонные работы. к.XIX в.

 Все строительные материалы получали из России. Вот, что сообщали «Тобольские губернские ведомости»: «Все материалы до последнего гвоздя – русского производства, и все почти с уральских заводов, уже доставивших на место постройки рельсы, скрепления, мостовое железо и прочий железный материал. Цемент также русский, получается из Санкт – Петербурга, с Глуховского цементного завода и частью из Москвы с Подольского завода. Вследствие отсутствия вблизи строящегося полотна Западно-сибирской дороги лесов, лесной материал доставляется из 3-х мест: из Уфы с реки Белой для Челябинска и Кургана,  из Перми – для Омска. На этом же участке не имеется также камня, который тоже доставляется издалека: с Урала, из Семипалатинска, и только на Оби у самого полотна дороги имеется свой камень. Если бы упомянутые выше материалы имелись на месте, то работы шли бы быстрее».

И все – таки, с постройкой моста торопились, работы шли быстро:

Клетка кессона № 3. к.XIX в.

«Первый бык для железнодорожного моста через Тобол достиг уже 42 футовой вышины, – писали газеты, и, в скором времени, будет совершенно окончен. Он состоит из толстого камня, залитого цементом. Работы над вторым кессоном также быстро подвигаются вперед: выбрано земли уже на 4 сажени. Углубившись еще на столько же, земляные работы прекратятся, и кессон останется в земле навсегда служить основой второго быка. Место закладки моста и самые работы на днях осматривал сам подрядчик господин Березин, бывший инженер. Как специалист, он заявил, что грунт земли, как в Курганском, так и в Ишимском округах, совершенно одинаков и весьма способен для постройки полотна железной дороги». Работы шли под неустанным надзором специалистов – инженеров, тот же инженер Березин, осматривая работу строителей, нашел, «однако ж, ошибку: на обшивке вместо котельного железа было поставлено кровельное».

2 февраля 1894 года были закончены работы под первым кессоном железнодорожного моста, и 60 рабочих получили наградных по 25 рублей каждый, второй же кессон был уже собран и под ним также шли земляные работы.

Однако, проблем на строительстве железнодорожного полотна было немало. Вот, что сообщали «Тобольские губернские ведомости»: «Насыпь железной дороги от временного моста к переезду – в деревню Больше Чаусову дала 13 трещин, которые в настоящее время усиленно залечиваются. Насыпь эта самая высокая и имеет большое значение во время разлива, так что настоящие трещины могут послужить воде для промывки полотна и тем причинить громадные убытки строителям».

Происходили и трагические случаи, та же газета сообщала: «Работы по сооружению будущего грандиозного моста через Тобол, идут вообще деятельно, но, к сожалению, недавно, недалеко от этих работ, где расположена со своим кабаком деревня Смолина, произошел прискорбный случай. Подгулявшая толпа рабочих железной дороги, около кабака, затеяла драку. Местный староста, желая предупредить беспорядки, явился на место драки и начал принимать меры к прекращению ее, но один из разошедшихся драчунов, ударил его чем-то тяжелым по голове, да так, что бедный блюститель порядка, обливаясь кровью, упал замертво на землю». Пока старосту привезли в лечебницу к доктору Комарову, который не оказал умирающему  никакой практической помощи, староста умер. Далее газета сообщала: «Окружной врач Алексей  Ермолаевич  Комаров отказался помочь смолинскому старосте, которого избили железнодорожные рабочие, так как не было на то официальной бумаги. За это переведен на Кавказ».

Из рапорта начальника строительства железной дороги, инженера К. Я. Михайловского:

«В скором времени будет окончен постройкой постоянный мост через реку Тобол, пока же движение производится по временному деревянному мосту. Для моста через реку Тобол (отв.200 саженей) заготовлены все потребные материалы, окончены работы по опусканию кессонов, исполнено каменной кладки, устоев и быков 800 кубических саженей, т.е. около 75% общего количества, производится сборка и установка конструкций».

Конструкция железнодорожного моста. Курган. к. XIX в.

В начале марта 1894 года «Тобольские губернские ведомости» сообщали: «Постройка моста заканчивается. Всех быков, на которых у нас будет основан железнодорожный мост через реку Тобол, предназначено пять. Несомненно, что от этих быков будет зависеть прочность моста и благополучие пассажиров».

И, вот, наконец, все строительные работы были закончены, и пришло время проверки моста на прочность. В Курган приехала целая комиссия из Петербурга. 10 марта состоялось испытание оконченного строительством железнодорожного моста через реку Тобол протяженностью 235 саженей. Посмотреть на испытания собралось много местной публики. Все с нетерпением ждали. Поезд, состоявший из трех локомотивов весом по три тысячи пудов каждый и двух платформ, нагруженных камнями по 600 пудов, двинулся на первый пролет моста, простояв более, чем полчаса, поезд сошел обратно.  Все 235 саженей были испытаны подобным образом. Приборы зафиксировали незначительные отклонения от нормы. Комиссия приняла мост в эксплуатацию. С этого момента началось регулярное движение поездов по новому железнодорожному мосту через реку Тобол.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: