Мало кто, наверное, знает, что в середине ХХ века в Кургане существовали: театр музыкальной комедии, оперный театр, театр оперетты, Зауральский ансамбль песни и пляски, кукольный театр. Все эти учреждения культуры возникли в годы Великой Отечественной войны, либо сразу после ее окончания. Тогда люди были настолько измотаны морально и физически, что какое-то духовное развлечение им было необходимо, как воздух. Хотя бы на мгновение люди могли окунуться в мир прекрасного, забыв о своих проблемах и тяготах военного времени.
В 1943 году в Кургане был организован Театр музыкальной комедии. На создание театра Горисполком потратил 122 тысячи рублей. В декабре 1943 года газета «Красный Курган» восторженно сообщала: «После долгих ожиданий раскрылись двери городского театра. Начались спектакли созданного в Кургане областного ансамбля музыкальной комедии. Для премьеры выбрана «Сильва» И. Кальмана». Из воспоминаний Виолетты Лапочкиной: «Помещение для театра выделили по улице Советской в доме декабриста Розена с садом – сквером, в котором артисты отдыхали в антрактах, в свободные минуты, прямо в гриме, в костюмах, выходили со служебного входа и дышали свежим воздухом. Мы выкраивали время и ходили в театр, как на праздник. Билеты трудно было купить, всегда аншлаги, с рук я покупала по 125 рублей, многие жертвовали кусочком хлеба. Когда в зале гас свет, и играли увертюру, зал замирал от чарующих звуков музыки. После посещения театра мы трудились с таким приподнятым настроением, такая трудоспособность появлялась, мы старались подольше побыть под этим впечатлением. В подвале дома Розена было устроено общежитие для молодых артистов. Директором театра назначили Роберта Яковлевича Варшавского».
Но вскоре выяснилось, что театр находится под угрозой закрытия. «Деятельность директора Варшавского Р. Я. привела к развалу финансово-хозяйственного положения театра. Спектаклей ставилось мало, ансамбль нес убытки, и как следствие – задолженность по заработной плате составила три месяца. Здание театра музкомедии (Дом декабриста Розена) обветшало и требовало ремонта. За неудовлетворительное руководство Варшавский Р.Я. был уволен с занимаемой должности», так следует из архивных документов. Новым директором театра и ансамбля музкомедии стал Лев Иосифович Мирлас, но положение учреждения это не спасло, и в 1946 году театр музыкальной комедии был закрыт. «Наш театр, вернее, Дом – усадьба Розена был в аварийном состоянии, требовался ремонт, временно мы работали в старом здании филармонии по улице Куйбышева, там работал и драмтеатр, мы делили сцену с драмой, чередовали спектакли. Каждое лето выезжали с гастролями по Курганской области: Шадринск, Шумиха, Куртамыш и другие, а также в другие области: Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую. В последний раз театр уехал на гастроли в Миасс в 1946 году, а в 1947 году театр расформировали, организовав вместо него «Хор русской песни», тогда было модным организовывать хоры. Так Курган лишился своего музыкального театра», с грустью вспоминала о родном театре артистка В. Замышляева. А вот воспоминания о работе служащих театра музыкальной комедии в спектакле «Баядера»: «Художники превзошли себя, расписали такие декорации в восточном стиле, такие орнаменты – вся радуга красок, когда поднимался занавес, был гром аплодисментов! Работали все с упоением, тщательно шлифовали каждый шаг, движение. Костюмы яркие, легкие, все выдержаны в восточном стиле. Артисты, все без исключения от главных ролей до второстепенных – на высочайшем уровне, играли с огромным подъемом. Публика принимала этот спектакль восторженно». Но вышестоящие органы посчитали предприятие убыточным, и судьба его была предрешена.
В 1943 году заканчивалось формирование еще одного театра – кукольного. Руководителем театра назначили Ольгу Леонидовну Аристову. Первые пьесы имели резко выраженный антивоенный характер: «Как немецкий генерал с поросенком воевал» и «Черт и Гитлер».
В конце 1940-х годов на базе нескольких учреждений культуры был образован КЭБ (концертно-эстрадное бюро). В 1958 году решением Курганского облисполкома КЭБ преобразовали в Курганскую областную филармонию, которая располагалась в здании по улице Куйбышева 47 (бывшей Александровской гимназии), где имелся концертный зал на 600 мест. К 1959 году в штате филармонии числились четыре постоянных коллектива: Зауральский ансамбль песни и пляски, Областной театр кукол, Лекторийная группа и Эстрадная бригада.
Однако, и это учреждение систематически не выполняло финансовый план, приходилось искать дополнительные источники дохода, тогда руководство филармонии вспомнило об оперетте, и в марте 1959 года организовали «Зауральский ансамбль оперетты», который создали с целью получения быстрой прибыли, как временное подсобное предприятие. Режиссеры ансамбля ставили известные мировые классические произведения, привлекавшие наибольшее внимание публики: «Марицу» и «Принцессу цирка», «Сильву» и «Баядеру» И. Кальмана, «Веселую вдову» Ф Легара и многие другие. Однако в 1960 году они все были сняты, так как уровень постановок был очень низким. Специальная комиссия отметила, что: «Во всех постановках ансамбля присутствуют: «текстовая отсебятина», т.е. артисты добавляют в текст лишние слова и даже фразы, по своему усмотрению, ряд исполнителей не соответствуют ролям, в спектаклях много ненужных острот, при чем эти остроты не всегда смешны и остроумны и засоряют спектакли своим безвкусием, оркестр часто заглушает актеров, оркестр и певцы не слышат друг друга. Немало претензий предъявлялось и к оформлению спектаклей, одежде и гриму актеров. В спектакле «Роз – Мари» вместо полуразвалившейся хижины главного героя – Черного Орла – красовался шатер, достойный вождя племени и совершенно не соответствовал времени и месту действия, в «Коломбине» зрители любовались на уродливую скульптуру. Платья актрис были часто безвкусными и украшенными мишурой и т.д. и т.п. В результате обсуждения дальнейшая работа театра разрешалась только после устранения отмеченных недостатков, а именно: решительно пресекалось заигрывание актеров со зрителями, требовалось добиваться абсолютной правильности исполнения арий и дуэтов, а также требовалось внести надлежащие изменения в декоративное оформление, костюмы, грим и реквизит. Но, не смотря на все неувязки и недочеты в работе, зауральский ансамбль оперетты обслуживал зрителей не только нашей области, но и за ее пределами. В 1962 году коллективом театра было дано 213 спектаклей, которые посетили 164974 зрителя. В 1966 году ансамбль дал спектакли в Псковской, Новгородской, Владимирской, Свердловской, Северо-Казахстанской областях. В эти годы в основном коллектив вел гастрольную деятельность. В 1966 году в ансамбле насчитывалось 18 артистов: 7 солистов, 8 музыкантов, 2 работника технического персонала. В 1968 году актерский состав оперетты состоял уже из 28 человек. С целью повышения музыкального уровня опереточных спектаклей в ансамбль пригласили нового дирижера и концертмейстера А.А. Боровика. К сожалению, содержание ансамбля требовало больших затрат (зарплата артистов и персонала, реквизит, костюмы, декорации). Кроме того, довольно часто случались конфликты между участниками ансамбля. Иногда это приводило даже к образованию враждующих групп внутри коллектива. Были случаи нарушения трудовой дисциплины (отказ от выступлений, неявка на работу, пьянство актеров). Иногда это объяснялось тем, что актеры часто находились на гастролях, в поездках, а нормальных бытовых условий зачастую просто не было.
В 1967 году директором Курганской областной филармонии стала Валентина Ароновна Шухман. Наблюдая за работой ансамбля оперетты Шухман сделала вывод о нецелесообразности существования ансамбля. И в 1969 году ансамбль был расформирован. К этому времени в Курганской филармонии появились новые коллективы: камерный оркестр, симфонический оркестр и молодежная хоровая капелла. В 1968 году появилась народная детская филармония, театр музыкальной комедии, театр оперетты, также как и цирк когда-то, прекратили свое существование. А жаль!