Три сценария и две системы построения современного города

В последнем своём материале я говорила о трёх сценариях развития любого города. Говорила вскользь, поэтому есть смысл чуть остановиться на этой теме, тем более, что заместитель директора ИТП «Урбаника» Максим Перов ясно о них рассказал.

Первый сценарий – это оставаться городом с университетом, но без технопарка. В этом пространстве будет царить сервисная экономика.

Второй сценарий медианный  – он находит компромисс между деградацией и опережающим развитием. Связан с появлением научных центров, развитием исследовательских проектов. Эдакий региональный логистический хаб.

Третий сценарий – опережающий. Сургут вполне может претендовать на статус негласной столицы двух регионов – Югры и Ямала. Причин тому несколько: это отличный вариант для создания промышленного и нефтесервисного центра для освоения Арктики и привлечения инвестиций.

Сургут пока что довольно компактен, в отличии от югорской столицы – города Ханты-Мансийска. Да, в нём нет ярко выраженного ядра, однако, в нём существует вполне сносный каркас общественных пространств. Довести бы до ума широкую и длинную улицу Университетская, создать в завершении её комплекс Марьина гора, повысить конкурентноспособность, оптимизировать миграционную динамику и вуа-ля!

Для такого решения есть всё – и историческая основа, и месторасположение, и транспортные пути.

Генплан Сургут 1978 года построен под технологическую платформу и экономическую систему того времени – по, так называемой «слободской системе расселения». Она характеризуется тем, что помогает доставлять трудовые ресурсы (человека) к местам производства. О социокультурной, бытовой жизни можно забыть или помнить, но лишь изредка. Признаться, не очень гуманная философия, но другой философии в Советском Союзе не было.

Сейчас система построения городского пространства, скорее, «инерционная».  Экономическая модель изменилась, необходимо было начать учитывать запросы населения. Какой бы она гуманной не была, но она создаёт много сложностей.

демография

Сейчас наблюдается провал школьных возрастов – помните 90-е года? Там была настоящая демографическая яма. К тому же родители из Севера постоянно стараются вывезти детей на материк. Чтоб потеплее, поумнее, поперспективнее и до границы государства было не далеко. Этот уменьшающийся в последнее время отток населения начал компенсироваться высокой рождаемостью – как вы знаете, Югра в лидерах среди российских регионов.

бюджет на душу населения

Развеиваю миф: семейный бюджет в Югре не самый большой среди региональных. Почему? На этот вопрос можно ответить по-разному, хотя в экономике о разумном распределении доходов вообще говорить нельзя.

За последний год от слухов, что уберут «северные», всех лихорадит.

освоение новой территории

Северный города ограничены. Нет, не в средствах. Как бы ни было смешно, но территорией. Большая часть из них стоит на вечной мерзлоте, болотах и в зонах затопления. Осваивать новые земли в таких условиях не очень комфортно, а если у нас ограничена территория «вбок», то какой же есть выход? – Расти «вверх»!

Логика спальных районов ущербна. Она очень удобна застройщикам, но никак не для жителей. В результате появляются жилые массивы, в которых нет ничего, что удерживало бы человека в городе. Знаковые места становятся недоступными, а огороженные заборами внутренние дворы районов – лишь отталкивают.

Что нужно делать в таких случаях? – Менять идеологию.

улично-дорожная сеть

В городах с развитой экономикой много автомобилей. УДС в Сургуте рассчитана так: 100 авто на 1000 человек, но никак не 500/1000. Проектируемые и проблемные места, в которых образуются пробки, часто не совпадают, потому что не используется математическое моделирование.

А это сейчас уже норма градостроительного проектирования.

места распределения труда

Некоторые городские районы становятся скоплением людей. Деловые, промышленные, технические… тогда как спальные «отрабатывают» только ночные часы. Хочется погулять? – нужно идти в такой-то парк. Хочется сходить в кино? – ехать в такой-то кинотеатр. Семьи, в которых, например, нет автомобиля, предпочтут в целях экономии сидеть дома и, возможно, ничем не заниматься, чем вызвать такси и отправиться на экскурсию в музей.

Напомню, что из Сургута на разные месторождения утром направляются сотня автобусов. Город затихает. Ещё одно «пробочное время» – вечер, когда вахтовые автобусы возвращаются. 

Что делать? Благоустраивать все территории – развивать в них необходимую инфраструктуру с детскими садами, школами, магазинами, спортивными и развлекательными объектами. Идти по пути модели расселения и распределения рабочих мест равномерной и полицентричной.

Наиболее экономически эффективная и комфортная застройка – среднеэтажная, 6-8 этажей. Притом первые этажи заполняют общественные функции.

знаковые места

О знаковых местах можно говорить долго. Это набор кодов, которым обладает каждая территория индивидуально. Освещённая набережная ли, разукрашенная ли труба, которая тянется по всему городу, странные фонтаны, граффити-парки… – всё это на самом деле позволяет самоидентифицировать город.

Однако создание подобных объектов лучше обсуждать вместе с общественностью в рамках проведения творческих конкурсов. Проектировочные решения не должны приниматься только двумя или тремя людьми.

И вот, пожалуй, ответ на самый главный вопрос, который ставят для себя чиновники.

На что делать ставку при прогнозировании развития города?

На медицинский, научный и образовательный сектора, – отвечают приезжие эксперты и вполне обосновывают своё решение. Ведь именно они создают экономику современного города.

Екатерина Тайлакова/ автор статьи

Блогер, общественный деятель, путешественник. Родилась в Калининградской области, жила в Хабаровске, училась в Украине, закончила вуз в Ханты-Мансийске, ныне живу в Сургуте. Посетила более 20 стран, около 1000 выставок и не собираюсь останавливаться. Победитель Всероссийских и региональных конкурсов молодёжных проектов, автор программ "SMM: философия служения людям", "Умелый копирайтинг", "Школа блогеров". Пишу на темы: культура и искусство, социальная и молодёжная политика, туризм, приветствую блог- и пресс-туры на промышленные объекты и знакомлюсь с "мужскими" ремёслами.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: