«Тёплый зеленый свитер». Бренд-бук Курганской области

Что может породить бурные дискуссии в социальных сетях города? Планы по застройке исторического района? Громкое ДТП с пострадавшими? Повышение тарифов? Как выяснилось, популярная последние годы в России тема брендинга территорий способна вызывать накал страстей не меньший, чем извечные городские проблемы.

Инвестиционный бренд Курганской области официально представлен 15 июня в Шадринске на мероприятии под названием «Зауралье – территория для комфортного проживания и успешного ведения бизнеса». Он выполнен в технике, имитирующей вязаный свитер и бело-зеленой цветовой палитре, соответствующей официальной символике региона. В новый бренд-бук включены товары и услуги, которыми славится Зауралье: БМП, металлоконструкции, охотничий туризм, санатории, медицина, фармацевтика и многие другие. Власти региона считают, что элементы бренд-бука можно использовать на различной продукции — блокнотах, канцелярских принадлежностях, футболках, посуде, специальных информационных стендах для предпринимателей и инвесторов и так далее. Использование единообразной символики сделает зауральские товары и услуги более узнаваемыми, способствует продвижению местных торговых марок в других регионах. Интересно, что при работе над брендом проводились фокус-группы и опросы как на территории России, так и за рубежом: в Новой Зеландии, Чехии, Китае. Разработчиком выступила комунникационная группа «БункерМедиа«.

Однако гораздо более важно то, что мнения моих коллег и знакомых о качестве выполненных работ разделились ровно пополам: одни считают, что новый бренд-бук весьма симпатичен и с успехом выполнит отведенную ему задачу, а вторые направляют шквал критики в адрес властей, намекая что все это лишь детские забавы, не имеющие отношения к реальности. Примерно такую же статистику демонстрируют и опросы в соц. сетях. Выводы о будущем нового бренда делать трудно: в конце концов бренд-бук лишь инструмент, а не самоцель. Поэтому попробуем рассмотреть это детище со всех сторон.

Что хорошо?

Ну во-первых, как говорят, «это красиво». Без шуток. БункерМедиа действительно проделали большую работу. Ну с душой же выполнено! Чувствуется, что над каждым элементом трудились, а не осваивали бюджетные средства, как нередко бывает в подобных проектах. Лично меня, как работника ОПК, особенно покоряют пиктограммы боевых машин пехоты, тракторов и МКСМ. Есть в этом что-то утверждающее и, одновременно, до боли простое. Идея «вязанного свитера», по-моему, ударила прямо в цель: некоторые зауральцы уже интересуются возможностью заказа свитеров и шарфов для личного пользования. Немаловажную роль в этом играет зеленый цвет. Кстати, в «Бункере» утверждают, что специально выбрали более теплый оттенок взамен оригинального изумрудного. Резюмируя, можно сказать, что творческая часть работы выполнена на достойном уровне. То есть бренд-бук вполне сможет конкурентно выступить на поле повышения именно туристической привлекательности региона.

А что не очень?

Здесь надо учитывать два фактора: как ни странно, все тот же творческий, и стратегический. Что касается творческого, несмотря на все положительные стороны существует и промах: сочетание зеленого цвета с белым. Как мне кажется, это довольно скучно и топорно. Понятно, что использована официальная цветовая палитра региональной символики и, возможно, это было основным условием в техзадании. Но почему при визуализации инвестиционного бренда вообще нужно опираться на официальную символику? Если бы цвета были другими, Зауралье привлекало бы предпринимателей на порядок хуже? Скорее всего нет, а вот найти более гармоничное сочетание цветов все же можно. Но, опять же, трудно утверждать, не будучи знакомым с первоначальным техзаданием.

Но это все – субъективизм: нельзя ставить крест на бренде только из-за мнимого несоответствия оттенков. И вот здесь появляется второй фактор – перспектива. На сегодняшний день абсолютно отсутствует уверенность в том, что подобные и любые другие инвестиционные бренды вообще будут работать на бизнес. Инвесторы же не малые дети и прекрасно ощущают местную специфику, качество делового климата и уровень взаимодействия власти с предпринимателями. «Вязанные» БМП, это, конечно, уникально для страны, но не выйдет ли так, что бренд-бук станет всего лишь очередной галочкой в списке дел своих заказчиков? Крупный бизнес потянется в регион тогда, когда для него будут экономически созданы комфортные условия, когда можно будет говорить о высоком качестве инфраструктуры, когда местные предприниматели перестанут просить Президента «спасти их от кабальных условий» и бесконечного давления со стороны. Именно это имеют ввиду критики, когда говорят об «особом цинизме в растрате бюджетных средств». Учитывая все вышесказанное, думается, что новый бренд-бук сможет превратиться в уютный теплый символ, заманивающий туристов (что, в общем, тоже неплохо!), но практически полностью игнорируемый серьезными инвесторами на фоне существующих региональных проблем. Разве нет?

Изображения: «БункерМедиа«

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: