Все помнят это незамысловатое детское стихотворение Корнея Чуковского:
«У меня зазвонил телефон
Кто говорит? …»
А теперь вспомните, сколько раз вам, уважаемые читатели приходилось общаться по телефону, когда с той стороны провода в лучшем случае быстро-быстро говорят, кто звонит, а потом начинает «ездить по мозгам», и ведь сразу не поймёшь, кто, что и чего надо. А теперь вспомните, когда вы звоните – часто представляетесь? Уверен, что нет. А ведь даже друзья не сразу смогут узнать по голосу. Добавлю ещё один нюанс: так бывает, что люди теряют сотовые телефоны и потом мучительно восстанавливают номера и тут звонок и голос вроде бы знакомый, но грипп бродит по городам и весям, и узнать сходу кто на том конце «телефонного провода» трудно. Добавлю ко всему выше сказанному, ещё связь элементарно портачит и голос в трубке напоминает какой-то звук как у водоплавающих млекопитающих, вроде дельфинов или китов. Вроде что-то понятно, а вот разобрать, что именно хотят донести до тебя, не представляется возможным. И так далее и тому подобное, все могут вспомнить подобные случаи из своей жизни. Очень повезёт, если в конце разговора скажут, «примите факс, стартуем». Вот тогда становится понятным кто и для чего звонил.
В общем, у меня накипело, поэтому вкратце рекомендую следовать этим советам:
- Обращаться по телефону только на «Вы» когда звоните, особенно если не знаете, кто может снять трубку, конфузы бывают.
- Есть много реплик проверить, как слышат вас с другой стороны: «Как вы меня слышите?», иногда это очень помогает. «Не могли бы вы повторить?», «Простите, я не расслышал, что Вы сказали», эти фразы помогают избежать недомолвок и недопонимания, а значит грядущих проблем.
- Говорите в трубку чётко «не жуйте кашу», особенно при плохой связи могут возникнуть потом недопонимания.
- Не забывайте представиться. Даже если позвонили старому другу или близкому родственнику. Всякое бывает, не узнают по голосам. Уж не говорю, если звоните в другую контору. Никто не обязан помнить ваш голос.
- Отвечать на телефонный звонок нужно простыми словами «алло, я слушаю вас», а не словами «да; говорите; я весь внимание/слушаю вас», хотя для своих близких это и подходит. Но если работаете, то уж будьте добры, следовать правилам этикета. Был у меня знакомый, который отвечал «Штаб проката снайперских винтовок слушает», или ещё что хлеще. С той стороны обычно весили трубку.
- Когда ответили на звонок, надо сделать паузу, чтобы позвонивший человек мог представиться. Если не представился, то попросить его это сделать.
- Ещё один немаловажный момент, если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор, а то некоторые потом ждут, но многим зачастую как-то индифферентно и не очень хочется тратить деньги. Так что сами понимаете, вам надо, вы и перезванивайте.
- Когда заканчиваете разговор, следуйте правилу этикета: кто первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.
Вот такие несложные правила, а как они упростят жизнь вам и окружающим. Впрочем, правил этикета разговора по телефону можно привести ещё очень много. Например, отходите от людей, когда говорите по телефону, а то есть любители потрепаться «на народ», что они хотят этим сказать, мне лично не понятно.
И ещё хочу напомнить, ударение в слове «звонИт» на букву «И», то есть «звонИт». Давайте уважать русский язык.
А закончу статью оконцовкой стихотворения Самуила Яковлевича Маршака:
«- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ox, нелёгкая это работа-
Из болота тащить бегемота!»
То есть разговаривать с невоспитанными людьми по телефону, как вытаскивать бегемота, то есть дело бесперспективное.