В Кургане начался отлов пьяных извозчиков

В XIX – начале XX веков основным видом городского транспорта были извозчики. Их работа регулировалась Постановлениями и Распоряжениями Курганской городской Думы.

В 1907 году вышло очередное Обязательное Постановление Курганской Городской Думы для жителей города Кургана, где была глава, посвященная извозному промыслу. Вот некоторые из этих указаний:

«Извозчики подразделяются на легковых и ломовых, при чем, последние – на годовых и   ярмарочных. Желающие заниматься извозным промыслом, должны приобрести от Городской Управы установленные номера, представив предварительно в Управу одобрительное свидетельство о поведении от Общества и полиции. Иногородние, кроме того, должны представить установленные паспорта на жительство.

 Лица, моложе 16 лет от роду, к извозному промыслу ни от себя, ни от хозяев не допускаются.

Каждый легковой извозчик обязан иметь приличные: лошадь, сбрую и экипаж, сам же, во всякое время, должен быть одет прилично – по-кучерски.

Каждый легковой извозчик должен иметь постоянно при себе номера в двух экземплярах: один должен висеть около воротника на спине, чтобы седок мог его видеть, другой должен быть прибит сзади экипажа.

Места для стоянки легковых извозчиков назначаются: площадь около ярмарочного столба и площадь около Богородице – Рождественского Собора. У церквей, Собраний, театров и прочего, извозчики обязаны становиться по указанию полиции. Ежедневно с 10 часов вечера до 4 часов утра у ярмарочного столба должно быть по очереди дежурство одного извозчика.

Во всех обозначенных местах стоянки, извозчикам строго воспрещается: спать на экипажах, оставлять лошадей и сходиться вместе, заводить какую -либо игру, ссору, крик или борьбу, равным образом, позволять себе насмешки над проходящими и вообще нарушать общественную тишину и спокойствие. С седоками извозчики должны обходиться вежливо, не дозволяя ни малейшей грубости.

Воспрещается также извозчикам, оставляя лошадей на улице, входить в трактиры, гостиницы и питейные заведения.

Пьяные извозчики безусловно не допускаются к въезду, как днем, так и ночью, или на дежурство. По требованию желающих взять себе извозчика, последние должны лошадей подавать по очереди, а не гнать по несколько за раз, обгоняя один другого.

При езде по улицам предписывается держаться правой стороны, не гнать во весь опор, в особенности на поворотах. Езда должна быть умеренно скорая.

Курган. н. ХХ в.

Плата за езду должна быть по утвержденной Думой таксе, которая вместе с правилами должна находиться у каждого легкового извозчика и предъявляться по требованию пассажиров.

Легковые извозчики должны безвозмездно везти членов чинов полиции до места происшествия, равным образом, по требованию полиции доставлять пьяных, подбираемых на улице, куда будет указано.

Плата за извозный промысел устанавливается:

Для легковых и ломовых извозчиков в год – 10 рублей с лошади, для ярмарочных ломовых по 1 рублю с лошади за каждую ярмарку.

Извозчики обязаны избрать из своей среды старосту, который обязан следить, чтобы между извозчиками не было людей подозрительного поведения, и вообще, наблюдать за точным исполнением всех изложенных правил. О каждом нарушении староста своевременно должен заявлять полиции, или Городской Управе.

Извозчики, замеченные полицией в неоднократном нарушении установленных правил и в других предосудительных поступках, лишаются права продолжать извозный промысел. В этих случаях полиция, отобрав от них номерные знаки, книжку с правилами и таксой, отсылает все в Городскую Управу. Лишение права промысла для извозчиков, замеченных только в маловажных нарушениях сих правил, может быть и временное, что подлежит усмотрению начальника полиции.

Расходы на изготовление книжек с правилами и таксой, а также номерных знаков относится на счет извозчика.

В 1909 году Курганской Городской Думой была установлена такса для легковых извозчиков:

«На вокзал, или с вокзала в городе, с одного пассажира, уезжающего, или прибывающего поездом по железной дороге, с ручным багажом, днем – 30 копеек – с одного, 45 – с двух пассажиров. Ночью, после 8 часов вечера – 40 – с одного, 60 – с двух. Багаж не ручной за одного пассажира, если таковой не более 4-5 пудов – 60 копеек.

К Смолину и на за Тобольные заимки 15 – с одного, 30 – с двух. На бывшую Папуловскую заимку, заимки Березина, Соколова, на городские бойни, в переселенческие бараки – 20 – с одного, 30 – с двух.

По часам: за один час – 25 копеек, если несколько часов, то за каждый час – 25 копеек.

С 1 октября по 1 ноября и с 15 марта по 15 апреля все цены увеличиваются на 5 копеек. Первый и второй дни Рождества Христова и Пасхи, а также Масленица – с четверга – вне таксы – цены устанавливаются по обоюдному соглашению пассажиров с извозчиками».

Курганский извозчик. н. ХХ в.

Однако, местные извозчики далеко не всегда придерживались этого распоряжения, например, в 1909 году в газете «Курганский вестник» была опубликована заметка под названием: «Нашим извозчикам», в которой, в частности, говорилось: «Не требовать с пассажиров прибавки, когда те расплачиваются по таксе. На требование пассажира, в случаях спора, предъявить таксу – не отговариваться – оставил дома!»

Бывали случаи, когда на местных извозчиков совершались нападения, с целью ограбления, или кражи лошади и экипажа.

В июне 1914 года газета «Курганский вестник» писала: «3 июня в Курганскую сельскую лечебницу был доставлен с тяжелыми ранами Курганский извозчик Базанов, поднятый на дороге между деревнями Смолиной и Патронной, который показал, что его нанял везти в деревню Патронную неизвестный человек, по виду цыган, и на месте, где его подняли, пассажир напал на него сзади, и нанес ему чем-то тяжелым удар по голове, сбросил его с повозки и скрылся на его лошади. Дальнейшего Базанов не помнит. Курганским исправником немедленно были приняты энергичные меры к розыску преступника, на все тракты были командированы чины полиции. И, наконец, Городовым Подкорытовым, около деревни Саломатовой, в 100 верстах от Кургана, был задержан неизвестный, въехавший на лошади, запряженной в городскую тележку. На допросе задержанный, оказавшийся цыганом Крековским, упорно отрицал свою виновность, но, по предъявлению некоторых улик, смешался и сознался в нанесении ран Базанову и похищении лошади с тележкой. Крековский арестован. Положение Базанова безнадежно».

Конечно, люди, занимавшиеся извозным промыслом, не были богатыми, и труд их был достаточно тяжелым, и порой даже опасным, каждая копейка была для них не лишняя, поэтому, иногда, в погоне за дополнительной прибылью, они нарушали, установленные Городской думой правила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: