В Кургане орудуют грабители захоронений

На протяжении многих веков людям не дают покоя древние захоронения (курганы), их раскапывают, исследуют, измеряют, грабят, наконец. В газете «Тобольские губернские ведомости» на протяжении почти всего 1873 года печатались публикации о древних захоронениях Курганского округа.

Приведу некоторые отрывки из этих статей.

Из статьи действительного члена Тобольского губернского статистического комитета Р.Г. Игнатьева, опубликованной в газете «Тобольские губернские ведомости» в 1873 году.

«Местность, занимаемая ныне Курганским округом Тобольской губернии, по берегам реки Тобола и его притоков, и представляющая все удобства для земледелия и скотоводства, была обитаема с глубокой древности. Памятниками этой обитаемости служит значительное число сохранившихся здесь могильных курганов и насыпей. Екатерина Великая, утверждая в 1785 году герб города Кургана, по ее же повелению переименованного в 1782 году из слободы Царево городище в город Курган, повелела изобразить на зеленом поле два серебряных кургана, в память того, что первое основание Царева городища было близ двух курганов. Из числа, которых, один до сего времени известен под именем царского, и что при разрытиях этих курганов кладоискателями найдены были многие серебряные вещи».

О происхождении древних захоронений сообщалось:

«Курганы эти, называемые здесь большей частью «могильцами», приписываются татарам, жившим здесь до окончательного покорения Сибири, некоторые из них известны в народе под именем «чудских», или «чудаков», как принадлежавших «чуди», или какому – то чуждому неизвестному, давно исчезнувшему с лица земли народу».

В статье приводится легенда, повествующая о происхождении большого царева кургана:

«В 8 верстах от Кургана есть так называемое татарское городище, с остатками древнего вала и тут же два кургана, которые послужили в 1782 году девизом для герба Кургана. На этом самом месте, на берегу реки Тобол, при урочище Алгинский, Улгинский, или «знаменитый» яр, по преданию, жил тоже какой-то хан, у которого была красавица – дочь. Ханская дочь умерла в юных летах, и ее погребли близ урочища, а над могилой насыпали этот самый курган, называемый теперь поэтому царским. Самая же местность принадлежит теперь Смолинской волости.

Большой Царев курган. ХХ в.

В Курганском округе, татарские названия рек, озер и урочищ, перемешаны с названиями русскими, но последние даны уже по появлении здесь русского населения, названия же рек, остаются, преимущественно татарскими, а из этого ясно, как долго здесь жил, и как многочислен был татарский народ.

Русские покорили Сибирь, татары изгнаны, началась русская колонизация… Давно уже слышали русские поселенцы о древних сибирских могилах, где зарыты огромные богатства, и вот, началось расхищение этих курганов, пред которыми благоговели в течение нескольких веков, прежние обитатели. Когда в одну летнюю полночь, кладоискатели добрались до царского кургана, и стали копать его – вдруг, из глубины кургана, на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми, показалась красавица – девица, ханская дочь, в богатом татарском наряде, в украшенном драгоценными каменьями головном уборе и с распущенными волосами. Колесница быстро пронеслась к западу и вместе с красавицей утонула в Чухломском озере. От этого, будто бы и получило то озеро такое название (Чуклимак, с татарского – повергаться, упадать), но мы не можем заверить, когда, до появления здесь русского населения, получило это озеро такое название, и относится ли последнее прямо к переданной легенде о ханской дочери?»

О заселении нашего края русскими переселенцами газета писала:

«Хотя покорение Сибири русскими начато было с конца XVI века, но борьба с некоторыми сибирскими племенами продолжалась и в XVII столетии.

Первое заселение Курганского округа началось в первой половине XVII столетия. Слобода же Царево городище основана была на пепелище давно уже оставленного татарского городища около 1663 года. В конце XVII века, по случаю обвала песчано-глинистого берега реки Тобол, большая часть жителей переселилась на нынешнее место города Кургана, в 8 верстах ниже старого городища.

Слобода Царево городище.

Самая же сильная колонизация здешнего края происходила в 1680 -1686 годах, в то время, когда из России целыми сотнями шли сюда переселенцы. Были тут и преступники, и беглые крепостные, и гонимые раскольники, были и люди свободные, которых привлекала Сибирь –«золотое дно». При такой колонизации здесь часто составлялись разбойничьи шайки, которые грабили и убивали самих переселенцев, и против которых были даже бессильны все меры правительства, как – то: поставленные заставы, строгое повеление о не пропуске сюда никого без государевых проезжих грамот и прочее. Случалось, даже, что и сами переселенцы умели тайно пробираться, куда хотели и давали знать о своем присутствии лишь тогда, когда разрубались дотоле девственные леса, когда поднимались пашенные выгоны для вторых или третьих посевов, тогда только местные власти, узнав о новопришельцах, облагали их оброком десятинной пашни, и, так сказать, мирили тем беглецов с правительством».

В 1771 году в слободе Царево городище и в принадлежавших к ней 26 деревнях было 3017 ревизских душ, сама же слобода уже была крепостью под управлением коменданта, и имела довольно значительный гарнизон.

«С началом этой колонизации началось и расхищение русскими переселенцами нетронутых до этого времени курганов, по преданию из этих курганов хищники стали добывать себе серебряные сосуды разной формы, всякого рода золотые и серебряные вещи, дорогие каменья и прочее. Находимое же в курганах оружие и все прочее, не имевшее, по их мнению, никакой ценности, или бросалось, или уничтожалось. Расхищения курганов переходило часто в какую-то манию и совершалось уже не тайно, а явно, народ целыми артелями бросался на курганы… В Курганском округе и прочих местах Тобольской губернии на этих людей часто врасплох нападали киргиз -кайсаки и каракалпаки и убивали на месте, а более брали в плен и потом продавали в рабство в Джунгарию или Бухарию».

«Расхищение курганов было часто делом не одних переселенцев, в числе которых большинство было из преступников и разных темных личностей, а производилось, и даже официально, местными властями, наряжавшими для этого особых людей. Так, в XVIII столетии Оренбургский обер – комендант Мещерский, начиная с Царева кургана, прежде его разрытого кладоискателями, разрыл еще несколько курганов, но что он нашел в них, и куда было употреблено им найденное, предание не говорит. Но не один Мещерский, а и многие чиновные люди делали, по народному преданию, тоже самое…

В 1866 году Министерством внутренних дел, в виду сохранения памятников древности, было воспрещено хищничество курганов. И раскопки их, и вообще замечательных местностей, дозволены были лишь с ученой целью, или людьми специально знающими это дело, с разрешения  местного начальства».

Продолжение следует.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: