В Салехарде просят открыть новый музей

В городском совете ветеранов Салехарда прошло не совсем обычная встреча. Инициатором выступил старожил и краевед города Геннадий Сысолятин, предложив старожилам вспомнить, где находились лагеря 501-й стройки и как жили обычные люди. Ведь история этого грандиозного строительства до сих пор досконально не изучена, а живых свидетелей с каждым годом остаётся всё меньше.

Встреча старожилов Салехарда

Геннадий Сысолятин рассказал ветеранам о своих исследованиях истории 501-го строительства. Например, выяснил, что в Салехарде было не четыре лагеря, как это считалось долгое время, а шесть.

«203-й километр лагерь № 9 женский, рядом был посёлок вольнонаёмных и освобождённых. Рядом была столовая и баня. Весь район города Мостострой был лагерем. Ангальский мыс, женская колония «Дом матери и ребёнка» и ещё один женский лагерь находился в районе Уфана (когда-то там находилось Уральский филиал Академии Наук, – прим. моё) и на Втором отделении лагерь № 7 и монтажный поезд».

Геннадий Владимирович Сысолятин
Старожил, краевед

Все колоны, так назывались лагеря во времена строительства 501й стройки были нанесены на карту, и её впоследствии передадут в музейно-выставочный комплекс им.И.С. Шемановского для дальнейшего изучения и уточнения.

А потом начался вечер воспоминаний. И это было очень интересно, не каждый день услышишь такие интересные свидетельства очевидцев.

Вспомнили 5 марта 1953 года, день смерти Иосифа Сталина. «Все радуются, всяко обзывают его, Сталина. Я-то думаю, мне было восемнадцать лет, так Сталину верили, любим его, своему говорю. А он, да что ты знаешь и начал рассказывать. А мне сразу трудно перестроиться, всю жизнь верили, войну выиграл, ну потом, конечно, стала понимать», – вспоминала Ольга Ивановна Неёлова. Она была вольнонаёмной и работала путевым обходчиком. «Но, конечно труд каторжный был. Там болото было, на нашем участке. Вот бедные делают-делают, поднимают-поднимают, чтобы поезд прошёл. А только поезд пройдёт и всё опять провалится и опять всё по новой. А техники же никакой не было, лопаты, кирка. А сколько было комаров и мошек, кошмар! Химии же никакой не было, только дымокуры. Ну и что, жили. Не дай Бог вспоминать то время».

Кстати, в архивах строительства сохранился документ, где расследовалось дело конвойного, он не выдержал постоянной атаки комаров и застрелился. Так что нетрудно себе представить, как мучительно приходилось летом заключённым. Впрочем, зимой было не легче, морозы тогда стояли гораздо сильнее, чем сейчас.

Поезд

Вольнонаёмные и заключённых жили в бараках и землянках. Но это общеизвестные факты, хотя меня, как историка, заинтересовал тот факт, что в землянках жили заключённые, у которых сроки подходили к концу. Впрочем, во время этой встречи я услышал ещё немало интересного из жизни Салехарда. Например, вспомнили как 3 декабря 1948 г. встречали первый поезд на 166 км. К паровозу было прицеплено всего два вагона. На чёрно-белой фотографии невозможно определить какого цвета был паровоз. Так вот Геннадий Сысолятин выяснил, что он был зелёного цвета, «то есть с войны ещё не перекрашенный, маскировочный цвет, а после него уже было открыто сообщение Москва – Лабытнанги, пассажирский, он уже был красного цвета». А в Салехард первый пассажирский поезд прибыл в 1949 году, ко Дню железнодорожника. На паровозе был большой портрет Сталина, флаг, и украшен ветками из берёзы.

Встреча поезда

Но стройка дала городу большой толчок для развития. Начали строиться деревянные дороги, так называемые лежнёвки. До этого в лучшем случае прямо на землю были положены доски, горбыль. А теперь заключённые строили из толстых плах, и когда дети спрашивали, что они строят, то отвечали, «здесь будет ходить поезд».

Разговоры затянулись на несколько часов. В конце беседы было решено обратиться в администрацию города с просьбой создать в Салехарде музей, где в постоянных экспозициях была бы отражена история 20-го века. И не только 501-й стройки и спецпереселенцев, но и рыбокомбината, а также геологов, речников и авиаторов, строителей и других, кто вложил часть своей жизни в развитие города и округа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: