Василий Мангазейский – быль и легенды

О Православии на Ямале любят поговорить, но многие факты широкой публике неизвестны. Например, в салехардском храме святых апостолов Петра и Павла есть икона посвящённая первому и единственному ямальскому святому – Василию Мангазейскому. Его судьба неразрывно связана с историей Мангазеи Златокипящей.

Мангазея (реконструкция)

23 марта 1602 г. в Мангазее произошло убийство, в дальнейшем сыгравшее большое значение для православных людей. Официальная версия озвучена в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

«Василий святой Мангазейский — пострадал в г. Мангазее, иначе Туруханске, в 1600 г. 23 марта, в первый день Пасхи. Память празднуется 23 марта… Св. Василий был сын торговца из Ярославля, поступил в приказчики к богатому купцу, который и послал его с товарами в Мангазею… Благочестивый юноша чуждался развратного хозяина; тот возненавидел его и угрожал мщением, к которому вскоре представился удобный случай. На праздник Пасхи, во время заутрени, когда Василий находился в церкви, была обкрадена лавка. Хозяин обвинил Василия и представил его к воеводе Пушкину. После жестоких истязаний Василий умер и тело его, положенное в гроб, бросили в болото, близ съезжей избы, где совершалось истязание. В 1652 г. гроб с нетленным телом всплыл на поверхность; его поставили на сухое место и построили часовню, а несколько позже он был перенесен в Троицкий монастырь близ Туруханска».

Но не всё так просто в этой криминальной истории. Начнём с того, что год убийства указан неверно. Дело в том что Мангазея была основана в 1601 г., вернее будет сказать, туда пришла первая экспедиция казаков, посланная московским царём Борисом Годуновым. А само поселение было известно задолго до этого, это был торговый пункт новгородцев с местными народами. Но после смерти Иоанна IV Грозного оказалось, что царская казна порядком опустошена. Нужны были новые источники дохода и сибирская «мягкая рухлядь», как тогда называли пушнину, оказалась как нельзяболее кстати. По подсчётам историков, в иные года каждый третий-четвёртый рубль, попадавший в казну был так или иначе связан с Мангазеей. Естественно, эта «государева вотчина» вызывала интерес и у купцов. Вот так судьба Василия оказалась тесно переплетенной с жизнью Мангазеи Златокипящей.

Кто же это был, ведь за любым святым стоит реальный прототип. К сожалению, сведения о Василии разноречивы, в различных источниках того периода пишут о нем крайне скупо.

О начале его жизненного пути известно немногое, но эти события более-менее достоверны, и могут быть, хоть и косвенно, все же проверены.

Мальчик родился в Ярославле в семье торговца. Отца звали Фёдор, был он человеком благочестивым, а потому, как это часто бывает – небогатым. Своего сына он воспитал в том же духе. В будущей судьбе Василия это сыграло роковую роль. Вероятно, с раннего детства от помогал своему отцу в лавке, иначе как он бы ему удалось набраться опыта в торговых делах. Добрый папаша отдал сына в услужение богатому ярославскому купцу, «имя которого исчезло вместе с его жизнью», но этот человек стал зловещим ангелом. Известно, этот купчина участвовал в подготовке второго похода служивых людей в Мангазею в 1602 г. Экспедиция пополняла в Ярославле продуктовый запас, а на местных верфях для экспедиционеров строились кочи. Ими командовали московские воеводы В. Мосальский и С. Пушкин.

Мангазея, реконструкция

Купец имел свой интерес в далёкой сибирской окраине. Привлечённые разговорами о баснословных богатствах, купцы отправляли своих поверенных для торговли или ехали сами. А уж слухи по городам и весям ходили самые невероятные. Впрочем, они имели под собой реальную почву, иные счастливчики за одну поездку в Мангазею могли обогатиться, но это случалось редко. Вот и наш купец очень заинтересовался новыми перспективами и, отправляясь в Мангазею, взял с собой Василия. Осенью кочи благополучно прибыли в новый городок. А так как молодой человек выгодно отличался от других приказчиков своей расторопностью и честностью, это весьма ценилось в приказчике или, как тогда говорили, сидельце, поэтому купец доверил ему свою лавку.

Дальнейшая история жизни юноши начинает балансировать на грани фактов, предположений и домыслов. Скорее всего, Василий участвовал в строительстве городка, налаживал торговые связи с инородцами и русскими промысловиками, торговал в лавке, ведь именно это и вменялось ему в обязанности. Здесь, несмотря на обширность торговых операций, ещё не было построено «хороших и крепких рядов и общих караульных при лавках», поэтому Василию, как многим другим приказчикам и представителям купцов приходилось жить на своём рабочем месте.

Василий Мангазейский

Нетрудно представить, как жили в те времена на севере. Жизнь была трудной, добираться долго и небезопасно, так что, скорее всего, женщин в поселение было мало. Потому можно поверить энциклопедической статье, где говорилось, что «благочестивый юноша чуждался развратного хозяина». Кстати, это единственный источник, где указана такая пикантная подробность, послужившая поводом для убийства. В основном указываются причины религиозного характера. Например, утверждают, что Василий был спокойным и набожным, не пропускавшим церковных служб, и это сильно раздражало хозяина.

Далее события развивались следующим образом. Во время празднования Пасхи Василий находился в церкви на заутренней службе. В это время кто-то обчистил лавку, весть молниеносно разлетелась по всему городку. Вот как это описывалось в одной летописи:

«Василий, не зная ничего о происшедшем, стоял спокойно у Богослужения. Но вот его требуют к хозяину; впрочем, он дождался конца Богослужения, как бы предчувствуя, что оно последнее в его земной жизни. Между тем купец, видя, что приказчик не явился к нему, заключил, что он в соучастии с ворами, обокравшими его. Что его неустанное Богослужение не больше, как маска для прикрытия мошенничества.

Он подверг ругательствам, побоям и предал воеводе. Воевода Пушкин, обольщённый подарками богатого купца, в угоду ему, приказал Василия пытать».

Народная молва дорисовала совсем уж мрачную картину:

«Долго мучили его, терзали тело и члены его; но он как совершенно невиновный не признался и хранил молчание. При этом руки у него были заломлены назад и связаны, и голова пригнута к спине. Купец, выведенный из терпения молчанием приказчика, и считая терпение Василия ожесточением и притворством, в неистовстве ударил его по голове связкой ключей. Страдалец испустил дух».

Ещё летописцы добавляют, для предотвращения ненужных слухов воевода и купец приказали оттащить труп за город и бросить в болото и, «считая его за злодея и неприкаянного грешника, велели зарыть без христианского погребения». Другие авторы пишут, что тело всё же положили в гроб, а кинули в болото, недалеко от съезжей избы, где и совершалось истязание, а «чтобы еще более углубить гроб, через него перекинули доску, по которой люди ходили в съезжую избу». Есть даже дополнения, так сказать для нагнетания страстей и большей правдоподобности, что труп Василия, ставшего позже Мангазейским, был «без всяких обрядов был выброшен в поле на съедение псам».

Прошло полвека, об этом убийстве если и знали, то уже успели основательно позабыть. Но неожиданно в Мангазее стали происходить чудеса.

В 1649 г. стрелец Стефан Ширяев прибежал к тогдашнему воеводе Феодору Байкову с сообщением: из земли вышел одним концом гроб. Воевода срочно явился осмотреть и засвидетельствовать странное явление. Когда гроб открыли, в нем обнаружили тело юноши в окровавленной рубашке, со следами истязаний, не тронутое временем и природным воздействием. Сразу стало ясно – это тело святого. Кто-то вспомнил, в первые годы существования города был безвинно замучен до смерти молодой приказчик. А как его имя никто не помнил.

Кстати, здесь возникает закономерный вопрос, почему не было проведено следствие? Во-первых, воеводе и купцу не нужны были лишние разговоры, поэтому это дело они попытались замять. Во-вторых, между воеводами разгорелась нешуточная борьба, городок разделился на два враждующих лагеря, дело дошло до стрельбы из пушек, так что недосуг стало разбираться со смертью одного из жителей.

Когда гроб с нетленными останками показался в земле, то этот факт был задокументирован за подписью Стефана и воеводы. Документ сохранился и поныне находится в Государственном архиве древних актов в Москве, вместе с записями последующих чудес и исцелений, которые происходили у гроба новоявленного чудотворца. Тщательно переписанные в один документ, эти свидетельства в 1653 г. были направлены мангазейским воеводой Тобольскому и Сибирскому архиепископу Симеону, а им отправлены царю Алексею Михайловичу. Трудно заподозрить этих людей в мистификации, особенно учитывая уровень конечных получателей информации и возможной ответственности за обман. Тринадцать самых интересных чудес, наиболее полно пересказанные действующими лицами, переписывались древними писателями жития святого, две из них сохранились.

Филофей (Лещинский)

Позже, мощи Василия Мангазейского перенесли в Туруханск в Троицкий монастырь. В начале XVIIIв. высокопреосвященнейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Пётр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Кстати, исследователи и путешественники, бывавшие в этом заброшенном, но не забытом городке на берегу реки Таз, даже в XVIII в. видели сохранившуюся часовню. По их словам, за ней кто-то ухаживал, а внутри можно было найти серебряные монеты и шкуры. Как выяснилось, инородцы тоже стали поклоняться этому удивительному человеку. Только, конечно, на свой лад.

Вот так, в девятнадцать лет Василий шагнул в бессмертие, став сибирской легендой и почитаемым страстотерпцем и память о нем долгое время сохранялась по всей Северной Сибири. А в народе его стали именовать — Василий Мангазейский.

Сейчас мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыря в главном его храме и как прежде по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души. Память совершается: 23 марта, 10 мая, 6 июля, 23 мая, 10 июня.

Храм Василия Мангазейского

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: