Занимательная орнаментика

День сменяет другой. Мы спешим по делам, работаем, пьем кофе или чай, снова работаем. После, торопимся домой… Один сезон года, сменяется другим.

Совсем скоро город станет зимней сказкой. Телеканалы начнут транслировать передачи, фильмы и сериалы, которые передают атмосферу приближающихся новогодних праздников. Мы вспомним лучшие фильмы советских лет и будем пересматривать их снова. Поставим нарядную ёлку, которую, непременно, повалит на пол кот. Напишем электронные письма родным и друзьям, приготовим салаты и будем ждать напутственную речь президента РФ. Зима дарит людям надежду на перемены, надежду на лучшее будущее…

Снег, вьюга, холод, лед – неотъемлемая составляющая зимней истории. Мне нравится следить за летящими снежинками и смотреть, как они замерзают на оконном стекле в виде изысканных узоров. Ранним утром, я всегда подхожу к окну, чтобы посмотреть на новое творение Мороза.

SVISTANET.COM Сайт о творчестве и вдохновении

Орнаментика, которая веками совершенствовалась во всех видах искусства, застыла на стекле неповторимым произведением. В повседневной жизни, мы окружены различными узорами и рисунками.  Орнаменты, которые украшают привычные предметы прошли долгий путь в историко-культурном процессе.

Орнаментика – термин многозначен (имеет несколько значений)
Орнаме́нтика (от лат. ornamentum — украшение) — многозначный термин,
Орнаментика в широком смысле — искусство или способ орнаментирования (украшения).

Современная мировая культура отражает огромное наследие, накопленное благодаря различным видам изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, нельзя оставить без внимания еще одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте (от лат. оrпатепtuт – украшение).

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Являясь украшением предмета, орнамент осуществляет прикладные функции в среде определенного вида искусства.

Прага. Шпаргалка для туриста

Однако, значимость орнамента в системе выразительных средств намного больше, чем эстетическая (употребление узора для украшения предмета). Орнамент имеет свойство сохранять свою образность во фрагментах или при перерисовке, в отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут выступать самостоятельно, вне предмета. Кроме того, ряд орнаментальных мотивов имеет устойчивость в плане использования их в течение длительного времени на различных материалах.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Украшать предметы человек пробовал еще на первых ступенях развития культуры.  Орнаменты в примитивном виде встречаются у древнейших народов нашей планеты.

В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета.

Создавая любое произведение искусства, творец опирается на знания и опыт предшествующих поколений.  Орнаментальные мотивы прошлого использовались в разных видах творчества. Новые поколения художников под влиянием определенных общественно-исторических условий придавали орнаментальным узорам специфические черты, которые впоследствии становились неотъемлемой составляющей нового стиля.

Новый стиль подразумевает, прежде всего, изменение формы, конструкции, силуэта, цвета и ритма произведения, а после – орнамента. Поскольку, украшение находится «на поверхности предмета», то именно оно является выразителем стиля.

Новая орнаментика предполагает не только опыт прошлого, но и выражение эмоций, чувственных впечатлений личности, связанных с декоративным украшением интерьера, с отображением явлений природы, мотивов народного творчества, с созданием графических композиций.

На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики.

http://images.myshared.ru

Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент.

Чаще всего мастера сами создавали новые оригинальные образцы орнаментального творчества.

Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, по форме – геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы.

Эпохи сменяли друг друга, и каждая привнесла в искусство свой стиль – исторически сложившуюся единообразную систему средств и способов художественной выразительности. При формировании образной системы стиля орнамент входит в число наиболее важных элементов, благодаря которому можно безошибочно определить принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства. В процессе формирования стиля под влиянием новых художественных идеалов появлялись новые орнаментальные мотивы. Если рассматривать основные признаки орнамента (происхождение, назначение и содержание), то можно объединить их в группы, или виды, которые отражают набор характерных черт и специфических особенностей.

http://img1.liveinternet.ru

Выделяют технический орнамент, как отражение трудовой деятельностью человека ( простейший рисунок на ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, различные витки при переплетении нитей или веревок); символический (лаконичная форма выражения многообразных понятий Древнего Египта и Древнего Востока); геометрический (сложные комбинации изображений технического и символического орнаментов, лишенные повествовательного значения); растительный (художественная переработка разнообразных форм растительного мира: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб); каллиграфический (состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму); фантастический (изображения воображаемого, чаще символического содержания); астральный (изображение неба, облаков, звезд, солнца); пейзажный (разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента); животный (изображение птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условные); предметный (изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства).

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяются на три вида:

орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;

орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

https://fs00.infourok.ru

Основным формообразующим элементом орнамента является линия.

Выделяют:

прямые – вертикальные, горизонтальные, наклонные (крест, свастика);

кривыес постоянным радиусом кривизны – окружности и их дуги (лента, зигзаг, шеврон, плетенка, меандр) ;

кривые – с переменным радиусом кривизны – параболы, гиперболы и их отрезки (молниеобразные).

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Рисунок и оформляемое изделие взаимодействуют при композиционном построении орнамента.

Композиция – это язык художественного произведения.

Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

В процессе создания орнамента участвуют воображение и фантазия, поэтическое осмысление предметов  и явлений реального мира природы, также  ассоциативное мышление. Любое произведение искусства – это результат ассоциаций. Наблюдаемый объект внешнего мира, непременно вызывает определенный ряд ассоциаций по принципу сходства или различия с ним. Сама художественная сущность орнамента состоит из системы мотивов, которые не требуют от человека погружения в смысл изображения. Для создания орнамента необходимы две составляющие – внешний мир природы (вне человеческого сознания) и народное творчество.

Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве

Обращая внимание на ткани, архитектурный декор или облицовочную проливную керамику, можно заметить, что орнаментальный мотив имеет свойство повторяться через одинаковый  интервал в горизонтальном или вертикальном направлениях. Это раппортные рисунки с раппортной сетчатой структурой. «Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива». Обои, ковры, мозаика, ткани и т.д.  – отражение сплошного сетчатого или коврового раппорта. В таком раппорте мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый. Раппорт может быть ленточным (повторение рисунка в одном направлении) и розеточным (рисунок, который вступает центральным).

Повторение мотивов происходит по законам симметрии.

Симметрия – это определенный порядок в построении какой-либо пространственной формы, позволяющий этой форме совмещаться с самой собой при определенных поворотах, сдвигах или отражениях.

https://fs00.infourok.ru

При создании орнаментальных композиций, первоосновой выступает зеркальная симметрия, когда предмет или фигура делятся плоскостью на две половины так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой. Зеркальная симметрия присуща телу человека, телам многих животных. Она способствует впечатлению уравновешенности и покоя. В орнаменте сохраняется то же ощущение.

Другой вид симметрии – осевая симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Количество таких совмещений на протяжении полного кругового оборота фигуры называется порядком оси.

Орнаментальная композиция имеет определенные законы построения. Для любого орнамента характерна статика или динамика. Статические композиции и орнаментальные мотивы основываются на принципе симметрии, одинаковости, динамические – на принципе асимметрии, неодинаковости, противопоставления различных характеристик мотивов в пределах одного раппорта.

Закон пропорциональности (установление соразмерности частей в отношении целого и одна к другой).

Закон соподчинения (выделение из общего их числа главных и подчинения им второстепенных).

Закон идеи (один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету).

Закон трехкомпонентности (три фазы движения композиции – три разных размера, три разных интервала между мотивами).

Закон контраста (взаимодействие контрастных и родственных элементов)

Закон целостного образа (построение орнаментальных мотивов  из ряда замкнутых элементов в один рисунок)

Закон простоты (орнаментальный образ следует выражать минимальными средствами при максимальном определении подробностей).

В композиционном решении  выражения орнаментального узора, существует, так называемая, монокомпозиция (характерна для штучных предметов, не имеющих раппортного повторения).

монокомпозиция – это рисунок, ограниченный по краям орнаментальной каймой (русские шали, скатерти, ковры).

Словари и энциклопедии на Академике

Монокомпозиция строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами. Расположение всех элементов и мотивов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. Особенно важно для монокомпозиции – обеспечение в общей ее структуре устойчивого зрительного равновесия всех ее элементов. В этом случае все элементы художественного произведения должны быть распределены так, чтобы в результате создавался эффект равновесия.

Для орнаментальной композиции важен цвет. Здесь соблюдается закон цветовой гармонии – соотношение теплых и холодных, контрастных и нюансных цветов, сочетание тонов по светлоте и насыщенности.

При определении цветовой гаммы орнаментальной композиции очень важно помнить также об отношениях цветовых тонов, которые являются одним из главных элементов характеристики гармоничного сочетания цветов. Вначале следует установить, что светлее и темнее, а уже потом, что какого цвета. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.

BrightWallpapers яркие и красочные обои

Тема орнаментики достаточно обширная и интересная. Углубленное изучение вопроса даст более полное представление о формировании орнамента как самостоятельного, полноценного вида художественного творчества.

История искусства орнамента дает нам возможность четко проследить, как в творчестве человека соединились социальная, эстетическая и познавательная форма жизни.

Процесс образования и развития орнаментальных форм непрерывен и постоянен. Для того чтобы участвовать в эволюции архитектуры и искусств, в том числе и связанного с ними орнамента, необходимо знать особенности развития исторического пути, пройденного этим искусством.

На примерах истории орнамента разных народов прослеживается история проявленных ценностей и особого рода связь между знанием и творчеством, философией и эстетикой, религией и наукой. Орнаментальное искусство дает нам возможность увидеть красоту в повседневности, в привычных предметах, которые нас окружают.

Важно их не просто видеть, но и понимать….

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вика Мальцева/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: