Золотое время Курганской промышленности

Золотое время Курганской промышленности

В советское время Курган был крупным промышленным центром, награжденным в 1982 году за трудовые успехи Орденом Трудового Красного Знамени. Помимо предприятий пищевой и легкой промышленности, которые продолжали успешно работать, в Зауралье развивается машиностроение, на базе эвакуированных в годы Великой Отечественной войны предприятий из разных районов нашей страны.

Всего в годы войны в Зауралье прибыли 22 огромных завода, 15 из них в труднейших условиях, разместили в городе Кургане. С заводами прибыли 150 тысяч эвакуированных работников этих предприятий.

Одним из первых, в июле 1941 года в Курган из города Гомеля прибыл поезд с оборудованием Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения, всего прибыло 1100 вагонов. Вывозили все, что можно было вывезти: оборудование, сырье, незавершенную продукцию, даже подземный кабель. Все это в срочном порядке разместили на базе недостроенного машиностроительного завода. Завод получил название «Уралсельмаш». Вместо сельскохозяйственной продукции завод начинает выпуск продукции для фронта:  мин, минометов, снарядов и гранат. Затем к заводу присоединили, прибывший из – под Москвы цех завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского, а затем часть оборудования Кировоградского завода «Красная звезда».

В послевоенные годы предприятие переходит на выпуск продукции для сельского хозяйства: соломосилосорезок, тюкоподборщиков, молотилок. В 1950 году завод «Уралсельмаш» был разделен на два самостоятельных предприятия. На старой площадке остался завод «Кургансельмаш», который продолжил выпускать оборудование для животноводства и сельского хозяйства: молотилки, силосорезки, экскаваторы, свеклоуборочные комбайны, сеноподборщики, а затем переходит на выпуск доильных установок. На новой площадке – завод «Уралсельмаш», который начинает выпуск тягача марки «МАЗ», сконструированного на Минском автомобильном заводе. В 1960 – е годы завод переходит на выпуск бронетранспортеров БТР – 60 ПБ. В конце 1970-х годов на заводе было собрано более 1000 бронетранспортеров разных модификаций. Но основной продукцией завода были колесные тягачи. Восьмиколесные тягачи использовались для доставки тяжелых неделимых грузов. Курганские тягачи прекрасно зарекомендовали себя, как в южных, так и в северных районах нашей страны.

Курганский тягач. 1980-е гг.

В 1970-80-х годах на КЗКТ работали несколько десятков тысяч человек.

В августе 1941 года из города Черкассы был эвакуирован завод имени Г.И. Петровского. Его разместили на территории фабрики по производству музыкальных инструментов, которая находилась в то время в здании закрытого Богородице-Рождественского собора. В годы войны на заводе выпускались боеприпасы для фронта.

Рабочие завода деревообрабатывающих станков. 1940-е гг.

После войны завод переходит на выпуск мирной продукции – деревообрабатывающих станков. Станки с маркой «Курганский ЗДС» поставлялись в 24 страны мира. Завод выпускал: ленточные и циркулярные пилы, рейсмусовые и строгально – фуговальные станки с ручной и автоматической подачей. В советское время завод изготовил и отправил более 150 тысяч деревообрабатывающих станков, из них 4403 станка на экспорт.

В сентябре 1941 года из города Кременчуга в Курган прибыл завод бензозаправочных средств. Эвакуировались в спешке, немцы наступали. Всего с завода было вывезено 25 вагонов заводского оборудования: станки, незавершенная продукция, цветные металлы. В Кургане завод разместили в здании сгоревшего в 1937 году Народного дома, где для этого не было никаких условий: обгоревший зал со сценой, не было даже крыши. Для фронта изготавливались: снаряды к гвардейскому миномету «Катюша», огнеметы, автогудронаторы, топливозаправщики, бензоцистерны и другая продукция. После войны завод специализируется на выпуске дорожно-строительных машин, топливозаправщиков, автогудронаторов, битумовозов. Имея огромный опыт изготовления дорожных машин, завод ни в чем не уступал конкурентам.

В ноябре 1941 года из города Харькова прибывает оборудование сразу двух предприятий: Харьковской артели по производству весов, с которой прибыло оборудование и 16 рабочих и оборудование Харьковского металло – штамповочного завода с 74 рабочими и специалистами. После объединения этих предприятий завод получил наименование механический завод № 603. В 1942 году к заводу присоединили, прибывшее из – под  Москвы оборудование станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. В годы войны завод выпускал гранаты РГД – 33 и РГД – 42, а также капсюльную втулку и капсюли – воспламенители для артиллерийских снарядов и корпусов бронебойных артиллерийских снарядов калибров 37 и 45 мм.

Рабочие механического завода № 603. 1940-е гг.

После войны механический завод переходит на выпуск радиотехнических изделий и аппаратуры связи. В 1970-х годах Курганский механический завод выпускает продукцию оборонного назначения, народнохозяйственную продукцию и товары народного потребления.

В конце 1939 года Постановлением правительства СССР было принято решение о строительстве в Кургане кранового завода. Весной 1940 года началось строительство, но в 1941 году, в связи с началом войны, строительство было заморожено. Продолжилось оно только в 1947 году. В 1950 году завод выпустил свою первую продукцию – крановый редуктор РМ – 350. Продукция завода в эти годы: детали и узлы для кранов, крановые редукторы, крановые тележки и металлоконструкции для кранов.  В конце 1950-х годов Курганский завод кранового оборудования переходит на выпуск артиллерийских тягачей АТС, затем АТС – 59. В эти годы завод получил наименование Курганский машиностроительный завод. В 1960 – х годах артиллерийские тягачи АТС – 59 Курганского машиностроительного завода не раз участвовали в парадах на Красной площади в Москве, буксируя 100 – мм зенитные пушки.

Курганский машиностроительный завод. 1960-е гг.

Во второй половине 1960-х годов завод переходит на выпуск боевых машин пехоты – БМП – 1. Первоначально эта машина выпускалась на Челябинском тракторном заводе, затем ее производство было полностью передано Курганскому машиностроительному заводу. В 1971 году за организацию производства боевой машины пехоты коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени.  БМП -1 изготовлялась на КМЗ с 1966 по 1983 годы, с 1983 года завод переходит на выпуск БМП – 2. Эта боевая машина была принята на вооружение армиями многих стран мира. Первоначально в Москве новая машина не вызвала поддержки, ее отправили в Афганистан, где в то время шли боевые действия. Там боевая машина зарекомендовала себя с самой лучшей стороны и получила одобрение военных, а афганские душманы назвали ее «шайтан – арба». На ряду с этим идет работа над новой, усовершенствованной боевой машиной БМП – 3, которая была выпущена в начале 1980-х годов. А окончательно на производство БМП – 3 завод перешел в 1987 году.

В цехе Курганского машиностроительного завода. 1990-е гг.

В советские годы на КМЗ было выпущено более 40 тысяч машин, около 10 тысяч из них были отправлены за границу.

И это далеко не все предприятия, обосновавшиеся в Кургане в годы войны.

В 1950 – х годах, на ряду с действующими предприятиями, один за другим вступают в строй новые заводы.

Из письма первого секретаря Курганского обкома КПСС Г.Ф. Сизова заместителю Председателя Совета Министров СССР А.И. Микояну: «По решению Совета Министров СССР и ЦК КПСС в Курганской области ведется большое строительство новых заводов, железнодорожного транспорта, элеваторов, учебных, административных и жилых зданий. В Кургане строится и реконструируется 12 заводов, в том числе машиностроительный завод Министерства транспортного машиностроения СССР, химического машиностроения и арматурный Министерства машиностроения и приборостроения СССР, «Уралсельмаш», «Новокурганский» и механический Министерства общего машиностроения, элеваторно-мельничного оборудования Министерства заготовок СССР, дрожжевой Министерства промышленности продовольственных товаров, электростанция мощностью 150 тысяч киловатт Министерства электростанций СССР и ряд других объектов. В ближайшее время сдается в эксплуатацию железнодорожная магистраль на целинные земли в Казахстан, реконструируются железнодорожные пути под электротягу.

В область прибывает большое количество рабочих, служащих и инженерно – технических работников на стройки, промышленные предприятия, освоение целинных и залежных земель. Быстро растет население областного центра города Кургана: за период с 1950 по 1955 годы численность населения выросла на 41500 человек и составляет в данное время свыше 115 тысяч человек. Значительно увеличилось число инженерно-технических работников».

 В 1954 году первую продукцию – чугунную задвижку выпустил Курганский завод трубопроводной арматуры. Такие задвижки применялись на трубопроводах для газа, воды, пара.  В 1970 – е годы завод достиг наивысших производственных показателей за всю свою историю. Продукция предприятия: вентили, клапаны, затворы и задвижки, сильфонная арматура для атомных электростанций поставлялись во все уголки Советского Союза. Более половины всей арматуры в СССР выпускал Курганский арматурный завод. Предприятие поставляло продукцию на экспорт в 25 стран мира: Финляндию, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Румынию, Кубу и другие государства.

17 мая 1956 года в строй вступил завод химического машиностроения. Завод выпустил свою первую продукцию – центрифугу ТВ – 600 У. В следующем году завод получил новый заказ от Министерства обороны – изделие АДДК, которое предназначалось для дезинфекции, дегазации и дезактивации военной техники. Затем производил химическое оборудование, работающее под давлением, установки осушки воздуха, озонаторные установки, вулканизационные котлы и другую продукцию.

В 1958 году вступил в строй Курганский автобусный завод. В январе 1958 года с конвейера сошел первый автобус КАВЗ – 651. В 1960 – х годах Курганские автобусы поставлялись во все регионы Советского Союза. В 1970-х годах курганские автобусники выпускали по 12000 автобусов в год. Каждый пятый автобус в стране был курганским. Курганские автобусы можно было встретить в любом городе России от Москвы до Дальнего востока.

В 1968 году официально вступил в строй Курганский завод судовой арматуры, переименованный в 1969 году в машиностроительное предприятие «Корвет». Курганское предприятие выпускало арматуру для атомохода «Сибирь», супертанкера «Крым», ледоколов «Арктика» и «Россия», судов «Николай Косыгин», «Борис Бутома» и других.

В 1979 году был введен в эксплуатацию завод Мостовых металлоконструкций ММК. В июле 1979 года из ворот цеха вышел тепловоз с платформой, на которой было установлено первое пролетное строение железнодорожного моста длиной 23 метра, предназначенное для БАМа. С этого момента предприятие отправляло металлоконструкции мостов: в Узбекистан, Тюмень, Тобольск, Сургут, Москву, Днепродзержинск, Омск, Барнаул, Дальний Восток, Европейскую часть СССР.

Пролетные строения Курганского завода «Курганстальмост». 2000-е гг.

Хочется отметить, что в 1950 -70-е годы  промышленное производство Кургана развивалось очень быстрыми темпами. Продукция курганских заводов поставлялась в 46 стран мира. И именно эти годы хотелось бы назвать «золотыми годами» курганской промышленности.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: