Инвестиционная матрица. К чему готовится Тобольск?

В среде специалистов, экономистов, бизнесменов, политиков, вопросы инвестиционной привлекательности регионов давно перешли из плоскости субъективной оценки в плоскость характеристики успешности менеджмента территорий. Инвестиционный рейтинг тому подтверждение. Одни в нем показывают стабильность аутсайдеров, другие – динамично улучшают свои позиции. Конечно, феномен Тюменской области, ее губернатора Владимира Якушева, по улучшению инвестиционного климата заслуживает пристального внимания (всего за год в национальном рейтинге АСИ регион с 15 строки поднялся на 5-ю). В чем причина такого рывка, что потребовалось изменить для достижения таких результатов? Ответы на эти вопросы лучше получить непосредственно в муниципальных образованиях Тюменской области, что называется, непосредственно там, где инвестиции ждут, где их осуществляют, там, где реальный сектор экономики на своей «шкуре» ощущает температурный режим инвестиционного климата. С инвестиционным климатом региона я знакомился в администрации города Тобольска. Метеопрогнозы по его развитию делала председатель комитета инвестиционной политики города Ольга Ракетская.

 

Памятник по сюжету сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок» в Тобольске

Ясность мыслей, чистота помыслов и горячее сердце.

Во время беседы в Комитете инвестиционной политики Администрации Тобольска

Ясность мыслей, чистота помыслов и горячее сердце.

Основной задачей, которая, по мнению Ольги Ракетской стоит перед ее комитетом, является максимальное приближение потребностей муниципалитета, возможностей государства к запросам предпринимателей. Для этого максимально упрощены процедурные вопросы. Во-первых, принят муниципальный стандарт, который определяет роли участников процесса, их ответственность, формы взаимодействия и оценку результативности. Речь идет не о программе, как это часто делают в других регионах России, а о процедурном регламенте, который доступен любому участнику инвестиционного процесса. Стандарт или “дорожная карта” определяет приоритетные направления, категории проектов, которые могут рассчитывать на государственную поддержкуВ городе  создана Межведомственная комиссия по  улучшению инвестиционного  климата, в которую входят представители муниципальных служб, федеральных органов, представленных в городе, сотрудники Инвестиционного агентства Тюменской области,  ресурсоснабжающие  организации  и, конечно же,   представители  общественных организаций предпринимателей: “Опора России” и Торгово-промышленной палаты.  Есть  рабочие группы  в  рамках  комиссии.  Каждый проект, при обсуждении, получает не просто «путевку в жизнь», а дорожную карту, где согласованы действия всех заинтересантов. Предприниматель получает на выходе понимание возможных дополнительных затрат, привлечения заемных средств, издержек времени на те или иные согласования. Проект обретает четкие временные и пространственные черты. Как отметила Ольга Ракетская: «Все   ведомства  работают  единой  слаженной  командой  под руководством Главы города Владимира Мазура, понимая, что будет результат, значит,  будут  созданы  новые рабочие места, будут  поступления  в бюджет, дальнейшее развитие  города  и  благополучие  его жителей. Глава  города  сам  выступает инициатором встреч  с  предпринимателями, чтобы  в открытом диалоге  услышать  их  вопросы  и  предложения, решить тут  же при проведении круглого  стола  или совета».   В муниципалитете под требуемые ему направления осуществляется подготовка инвестиционных площадок, ведется не просто их реестр, а подготовлены характеристики, включающие в себя возможные условия по присоединению к требуемым сетям и дорожной инфраструктуре. Если в реестре предложений Тобольска к концу 2015 года было всего 12 площадок для создания производств, то к текущему моменту их 41, с общей площадью  более  500 гектаров.

В городе действует, так называемое «единое окно». когда, по словам Ольги Ракетской, от первоначального замысла, от идеи и консультации бизнесмена, все процедурные вопросы вместе с ним проходят сотрудники комитета. Предпринимателю не приходится выстаивать очереди или ждать приема в инстанциях, все ответы он получает от сопровождающего проект специалиста.

Итак, в муниципалитете:

  1. действует стандарт инвестиционной деятельности, регламентирующий роли участников процесса,
  2. имеется четкий набор приоритетов, оценок эффективности и методика взаимодействия,
  3. сформирован реестр предлагаемых производственных площадок, определены варианты и условия их получения бизнесом,
  4. определены условия, формы поддержки новых проектов (от консультирования до софинансирования и льгот),
  5. вся информация для инвесторов имеется в свободном доступе на сайте Администрации города
  6. на сайте размещена информация о сроках и планах по принятию муниципальных документов в сфере инвестиций, место размещение проектов и порядок их общественного обсуждения.

Особо стоит заметить, что открытость и готовность муниципальных служащих к диалогу, их доступность для жителей города и предпринимателей подчеркивается размещением  на официальном сайте всех возможных вариантов связи с ними (служебные и сотовые телефоны, адреса электронной почты и блоги в социальных сетях). Как подчеркнула Ольга Ракетская  во время нашего разговора, «сотрудники администрации должны быть на связи не только со своими руководителями, а с теми, для кого они работают. Зачем тратить чужое и свое время, если вопросы можно решить по телефону, если от постановки вопроса становится ясно, какие шаги предпринимать? Важна оперативность и конкретность, а не «расшаркивание ножкой» при плановых встречах. Нужен результат, а не видимость движения к нему».

Четкость инфраструктуры отношений власти и граждан, налаженная коммуникация минимизируют коррупционные риски и авторитаризм при принятии решений.

Несколько слов о рыбе: голова и хвост региональной власти.

Организация властных полномочий на местах, во многом, есть отражение организации работы региональных властей. Муниципалитеты Тюменской области увязаны в вертикаль инвестиционной парадигмы территории. За каждым муниципальным образованием закреплен куратор из областного правительства, контакты которого не только можно найти на сайте, но и связаться с ним любым удобным способом (вот не боятся же в регионе размещать сотовые телефоны чиновников!). Куратор выступает не только арбитром между предпринимателями и местной властью, принимая жалобы, но и осуществляет представление интересов территории в правительстве области. Такая вертикальная связка позволяет оперативно, минуя длительность согласований и многоступенчатость, обеспечивать доступ к ресурсам региона (административным, экспертным и финансовым). Все нацелены на результат. Конечно, отдельное внимание стоило бы уделить критериям оценки эффективности и рейтингу муниципальных образований, применяемых в Тюменской области, но данную тему, только из знакомства с одним Тобольском, на мой взгляд, рано обобщать и делать о ней выводы. Владимир Якушев, на Петербургском инвестиционном форуме в этом году, рассказывая о достижениях области, к слову сказать, остановился и на рейтинге муниципалитетов. Губернатор на основании этой оценки эффективности местных чиновников совершенно безапелляционен – аутсайдеров он увольняет, как не справляющихся с работой. Просто так, не продляет контракт, и все! Зачем во властных структурах держать неудачников и неумелых руководителей?

Времени совершенно нет на раскачку – матрица не терпит слабые звенья!

Тобольск не просто готовится, он готов к поддержке предпринимателей и ренессансу производства! Он не просто готов – он это делает…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: