Как местные СМИ искажают реальность жителей Кургана

В последнее время в курганских СМИ наблюдается необычная тенденция. С каждым годом количество ДТП в Зауралье снижается, а численность новостей с ДТП растёт. Темпы прироста настолько огромны, что опережают не только уральские, но и общероссийские. В итоге мы пришли к тому, что курганцы оказались неосознанно обмануты раздутой и гиперболизированной картинкой реальности.

Новости с ДТП всегда пользовались особой популярностью, особенно в нашем регионе. С данных сообщений приходит огромный трафик, который позволяет значительно поднять суточную посещаемость. Чем «громче» ДТП, чем больше жертв – тем выше отдача от материала. Лайки, репосты, комментарии и просмотры.

Редакторы осознают эту заинтересованность у аудитории и стараются ежедневно выдавать сводки ДТП в Кургане и области. Подобное смешение информационных акцентов приводит к тому, что эта самая аудитория начинает «плавать» в ситуации. Плохо понимает реальную обстановку. А она такова.

По официальным данным УМВД с 2013 года в Курганской области количество ДТП с пострадавшими сократилось на 23%, а количество людей пострадавших в ДТП снизилось на 40%. Кстати, снижение ДТП – это общероссийская тенденция, она ярко выражена и в УрФО.  Но в СМИ наблюдается обратная ситуация.

Количество сообщений с ДТП наоборот растёт год от года. Например, в российских электронных СМИ по данным сервиса «Яндекс. Новости» с 2013 года количество сообщений увеличилось на 18%. Цифра умеренная, вполне реалистичная в условиях развития информационного общества.

Схожая тенденция есть и в УрФО. В Екатеринбурге количество новостей с ДТП возросло на 28%, в Челябинске на 38%, в Тюмени – 51%. А сейчас внимание! Курган – 64%!

Если в 2013 году в местных электронных СМИ таких новостей было 772, то в 2016 – уже 2 165. Это самый высокий показатель среди городов УрФО.

В группе «45 регион» я организовал опрос, где поинтересовался у жителей Кургана их мнением относительно ситуации на дороге. Вопрос звучал так: «Как вы считаете, за последние годы число ДТП в Курганской области увеличилось или сократилось». В итоге почти 88% ответило неверно, указав, что количество ДТП возрастает. Лишь 5% дало реалистичный ответ. Ещё 8% указало, что ситуация на дорогах никак не изменилась.

Что из этого следует? Жители Кургана в большинстве своём заблуждаются относительно реальной ситуации на дорогах. Частое мелькание новостей с ДТП внушило им мысль, что количество этих самых ДТП растёт год от года. Курганцы попали в собственную ловушку. Высокая заинтересованность подобным контентом рождает запрос, который редакторы стремятся удовлетворить, что, в свою очередь, приводит к гиперболизации явления в глазах читателей. Нет, СМИ никого не обманывают, они лишь пытаются отразить реальную картинку в своём кривом зеркале. Отражение есть, но оно фальшивое.

В психологии есть такое понятие, как когнитивное искажение. Когнитивный – значит, познавательный. И есть ряд когнитивных искажений, которые объясняют сложившуюся ситуацию. Одна из причин возникновения искажений связана с переизбытком информации, когда её настолько много, что сознательная часть мозга неспособна её принять и тогда запускаются неосознанные механизмы, которые на примитивном уровне стараются усвоить информацию. Что в свою очередь рождает массу ошибок.

Мы замечаем вещи, которые уже укрепились в памяти или часто повторяются. Это многочисленная группа искажений, которую часто эксплуатируют на телевидении. Многократное повторение одного и того же практически гарантирует, что человек упустит из внимания деталь, которая упоминается мимоходом лишь однажды. Кроме того, многократное повторение лжи увеличивает вероятность, что в неё поверят.

Это приводит нас к эвристике доступности. Суть искажения сводится к тому, что намного легче поверить какому-то жизненному факту, пусть даже единичному, нежели в статистические числа и отвлеченные аргументы. ДТП воспринимаются нами не как совокупность происшествий, а как череда картинок из СМИ. Чтение новостей – это наш личный опыт, а уж если кто-то из наших знакомых пострадал в ДТП, тогда это существенным образом меняет наше отношение к ситуации. Средства массовой информации, статистические данные, научные исследования не имеют для нас такого значения, как личный опыт.

Ещё одно когнитивное искажение называется «Эффект иллюзии правды». Это тенденция верить, что информация правдива, если мы слышали её много раз.

Другое искажение называется «Уклон к негативу». Вещи негативной природы даже при условии равной силы воспринимаются человеком сильнее, чем вещи положительной природы. Это относится к мыслям, эмоциям, социальным взаимоотношениям, болезненным/травмирующим событиям и т.д. Поэтому аудитория телевизионных новостей обращает больше внимания на негативные новости, а не на положительные события. Негатив воспринимается ярче, более чётко и хорошо запоминается.

Сразу отмечу, что эти искажения не плод чьей-то больной фантазии. Они все подтверждены множеством экспериментом.

Мы попали в яму, которую сами себе же и выкопали. Главная задача СМИ – это информировать, рассказывать о событиях и явлениях. Но в некоторых случаях злоупотребление информацией приводит к тому, что потребитель начинает ещё хуже разбираться в вопросе и делать неверные выводы.

Илья Винштейн/ автор статьи

Блогер, студент-журналист, метеоролог-любитель. Живу в Кургане.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: