Пасха – размышления историка…

Когда-то мне довелось досконально изучить миссионерский журнал «Православный Благовестник, который выходил с 1893 по 1917 г. – вот где кладезь информации! Причём не только для историка, но и просто интересующегося прошлым России.

Журнал «Православный Благовестник»

Мне посчастливилось провести немало ночных часов, спокойно изучая подшивку этого журнала, и сейчас могу смело утверждать, там опубликовано много интереснейших материалов. И добавлю, многие до сей поры актуальны и злободневны. Напомню для атеистов и «церковных захожан» – православные миссионеры жили в гуще народа, они всё видели своими глазами. А ещё добавлю, в основном были они людьми неравнодушными, любящими свою Родину и Веру, грамотными, так что их статьи вызывают доверие. У меня уже готова рукопись, но честно скажу, я постоянно нахожу что-то новое, интересное о миссионерах и той жизни. Сейчас  ищу спонсора для публикации, но это так, к слову пришлось.

Листая страницы «Православного Благовестника», могу утверждать, жизнь у православных миссионеров прошлых веков была далеко не сахар… если не сказать жёстче. Добавлю от себя – современным адептам субкультур различных течений Христианства, закидывающим свои «сети» в последние десятилетия, такие испытания даже и не снились, ибо они пришли на всё готовенькое, но…

Когда-то, в детстве, я зачитывался романами про приключения, путешествия, как и любой ребёнок рождённый в СССР. Потом не стало хороших писателей, и вот прошло несколько десятилетий мне вдруг несказанно повезло, работая в музее, я случайно открыл подшивку журналов «Православный Благовестник» и снова окунулся в странный мир приключений, мистики, подлости и гордости духа… Но это были не придуманные истории…  Я взахлёб листал пожелтевшие страницы, читая о простой жизни православных миссионеров и поражался их духу и несгибаемой воле, не просто выживающих, но ещё проповедующих Святую веру у язычников, ведущих непримиримую борьбу с соотечественниками и, главное, единоверцами.

Особенно сильное впечатление произвёл цикл статей камчатского миссионера иеромонаха Нестора. Сейчас трудно себе представить, в каких невыносимых условиях приходилось ему жить на Камчатке, при этом сохраняя присутствие духа. Нестор в своих статьях безыскусно описывал своё тяжкое житье-бытье в суровом крае.

Иеромонах Нестор

Приведу без купюр, как Нестор описывает своё честное служение Христу:

«Не буду скрывать: живется мне очень тяжело. Холод здесь просто невозможный! В 28 – 30 градусов холода здесь говорят, что еще тепло, но сейчас 45 – 48 градусов; это – уж такая некультурность, что я от холода чуть не задыхаюсь. Когда выхожу на улицу, то на себя надеваю оленью шкуру – кулянку, на голову – малахай, на ноги – торбасы и превращаюсь в камчадала. Мое ежедневное меню не разнообразно: оленина сырая, мерзлая строганина, рыба – нельма. По дороге в ближайшие селения встречаюсь с волками, медведями, а однажды видел самого господина соболя: это – наш аристократ и стоит уже 120 рублей, а два года тому назад его цена была – 4 – 7 рублей… американцы очень скупают соболиные меха.

В Гижиге (том селении, где я живу) народ – русский и страшно изленившийся.

Часто я хожу по домам и заставляю работать. Спасибо и за то, что слушают и не сердятся. Вообще любят проповеди и чрез проповедь, я кое-чего успел достигнуть. Борюсь против грехов с нарушением седьмой заповеди. Тут самые невозможные разновидности!..

Потом здесь развито самое разнообразное употребление табака: курят, нюхают, кладут в зубы и на зубы и в нос – и мужчины, и женщины, и дети с 8 лет!

Теперь послушались: бросают это удовольствие.

22 октября я совершал крестный ход в селение Кушку с тем Казанским образом Божией Матери, которым камчатскую миссию благословил архиепископ Димитрий. Но праздник вышел не очень праздничный: на голодный желудок плохо праздновать. Я уже писал, что весь Гижинский округ постигло великое бедствие: наводнение уничтожило у инородцев всю рыбу и корм для собак, даже одежду. Я уже писал о вопиющем голоде. И хоть бы нашелся добрый человек помочь горю, хоть бы одеть чем-нибудь этих несчастных! А то приезжаю в юрту, – вся семья буквально голая и все плачут… И я плачу, но от этого никому не легче. Ведь 48 градусов морозу, а тунгусы голыми сидят в юртах, а юрта – это страшная, темная яма. Это просто ад какой-то, только холодный. … Вход в нее следующий: сверху дыра в аршин величиною и в нее продето бревно, вертикально упирающееся в земляной пол юрты. Вокруг бревна на полу разложен костер. И вот кому угодно попасть в юрту, должен сесть верхом на это бревно и спуститься вниз… Удобство маленькое.

Греться можно только у костра; земля – это стены юрты, лед и вовсе промерзлая масса!

Если камчадалам не будет оказана основательная помощь, Камчатка запустеет запустением вечным, – пока японцы ею не завладеют. Туземцы же так ослаблены голодом и болезнями, что мрут, как мухи.

Иеромонах Нестор

Напишите где-нибудь о несчастных камчадалах: неужели вопли и стоны голодных и холодных не услышит ни одна душа христианская?

Лично я чувствую себя скверно в отношении здоровья. Во время одной поездки я попал в страшный снежный буран. Отсиживаясь три дня в сугробе, и я простудил себе голову. Теперь в голове страшные боли – до сумасшествия. Сначала совсем даже оглох, теперь одно ухо слышит уже. И за то, слава Богу. Потом ноги стали отекать, появились какие-то синие пятна. Не знаю, что дальше будет; не посинеть бы вовсе. Но какие здесь ужасные бураны! На один шаг ровно ничего не видно! И эта снежная стена сразу точно придавливает людей. Меня в один миг забросало с ног до головы снегом. Только и успевал руками отгребать сугроб над головою. И сидели впроголодь три дня под снегом вместе с собаками, которые тоже соблюдали строгую диету.

Отдыхаю только за богослужением. Служба у нас хорошая, и длинная и частая, – я часто читаю акафисты, которые всем нравятся.

Церковь, где служил иеромонах Нестор

Несчастие мое: мои сотрудники! Все расстраивают… церковь же моя освящена епископом Иннокентием, впоследствии митрополитом, – в 1844 году.

На высокой горе, называемой «Бабушка», митрополит Иннокентий собственноручно водрузил крест. Это – наша святыня. Вспомните меня на Святой Пасхе и пожалейте: и красного яйца у меня нынче не будет, – не как у всех православных христиан!

Немного вернусь к нашему наводнению. Здесь размыло много могил, и все покойники оказались нетленными, – как замерзли поверх земли, так на веки и остались ледяными глыбами…

Не хотел бы я такого нетления. Хоть бы умереть-то в своей России – без камчатского нетления.

Простите. Помолитесь и за меня.

Это письмо пишу и отправляю совершенно неожиданно. Из Гижиги обычная почта ушла 20-го января, а 26-го прибыл нарочный из Петропавловска».

Мне неизвестна дальнейшая судьба миссионера Нестора. Но, скорее всего, она мало отличается от жизни многих православных миссионеров, служивших в Сибири, взять хотя бы для примера Обдорскую миссию.

 

Современное село Гижига

Но вот наступил 1917 год – год коренного перелома всей жизни России. Естественно, революционные вихри прошлись и по журналу «Православный Благовестник». Естественно денег на издание стало катастрофически не хватать. Пришлось печатать рекламу. Но редакция постаралась сохранить лицо, первым, и единственным рекламируемым товаром стали пасхальные яйца.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: