Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / Путешествия  / Правила поведения на стойбище номадов

Правила поведения на стойбище номадов

С 23 по 25 марта в Салехарде состоялся Форум коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (КМНС), в рамках которого прошёл XVIII съезд Ассоциации. А в субботу делегаты побывали на Дне оленевода, который традиционно проводится в последнее воскресенье марта.

Эти события широко освещены в СМИ, интернет пестрит фотографиями и бурлит комментариями. Обсуждались важные вопросы, касающиеся дальнейшей жизни аборигенов Севера. Подробно об этом писало ИА «Уральский меридиан»

Кроме этого, мероприятия вызвали интерес у любителей туризма. Даже можно не сомневаться, что найдутся те, кто захочет приехать на Ямал, чтобы своими глазами посмотреть, как живут оленеводы в естественной для них среде обитания (во всяком случае, меня уже спрашивали в соцсетях, интересовались подробностями). Ямальские туристические агентства организуют поездку на стойбища оленеводов. Кстати, в последние годы эту нишу туризма активно занимают частники-оленеводы, которые сами могут привезти и отвезти туристов на стойбища, или прокатить по ямальским тундрам любого желающего.

К большому сожалению, многие ищущие приключений абсолютно не знают местных традиций номадов, так называли кочевников до революции, зачастую нарушают их. Безусловно, это происходит не по какому-то злому умыслу, но из-за этого могут возникнуть различные конфликты. Чтобы избежать этих опасных проблем, была выпущена книга Наталии Цымбалистенко и Виктора Паршукова, «Популярная этнология. Для государственных служащих, мигрантов и вахтовиков ЯНАО».  Надо отметить, что получилась своеобразная энциклопедия из жизни коренных народов Ямала, о которой многие приезжие имеют весьма слабое представление. Впрочем, и до этого предпринимались попытки познакомить приезжих с элементарными правилами поведения на стойбище оленеводов.

Хочу особо отметить – ямальские номады, народ весьма наблюдательный и быстро раскусят гостя, и информация о нём быстро разлетится по всем тундрам Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому знающие люди дают несколько простых рекомендаций, которые помогут избежать неприятных моментов.

В первую очередь  надо чётко знать, времена года здесь разительно отличаются от южных. Например, если в Москве уже начинают распускаться листья, то в Заполярье ещё лежит снег, стоят морозы, в любой момент может начаться многодневная пурга, ломающие все планы беспечных южан. Поэтому особое внимание следует уделить одежде.

Но не это самое важное. Дело в том, что для большинства приехавших с Большой земли в тундру жизнь номадов, кажется дикой и непонятной. На самом деле все их традиции апробировались веками непростой жизни в суровом Заполярье. И нарушения многих табу может привести к тяжёлым последствиям.

Впрочем, многие правила поведения на стойбище оленеводов просты и запомнить их легко. Самое главное, здесь надо вести себя по человечески, не хамить, не кичиться своей цивилизованностью. Напомним, у ямальских аборигенов есть своя, древняя цивилизация, хоть и не техногенная, но они живут в ладу с окружающей природой и чувствуют себя в суровом Заполярье вполне комфортно. И ещё один немаловажный момент, оленевод профессия непростая, требующая постоянного внимания 24 часа в сутки без выходных, поэтому приезд гостей вызывает у них дополнительные хлопоты. Хотя гостям они всегда рады, и в случае необходимости помогут, чем смогут.

Кстати, многие оленеводы и рыбаки живут небогато, поэтому с собой нужно брать продукты. Во время трапезы в чуме надо соблюдать несколько правил. Например, женщины не садятся одновременно с мужчинами за стол, впрочем, гостей из города это мало касается. Кстати, чаепитие многих застаёт врасплох. Радушная хозяйка постоянно подливает чай в кружку, тундровики очень любят пить чай, и чтобы показать, что достаточно, нужно просто перевернуть кружку вверх дном и поставить на блюдце А если уже насытился, нельзя сразу же вставать из-за стола, потому что по поверьям гость может унести с собой достаток, чтобы этого не произошло, хозяйка держится обеими руками за стол. Впрочем, некоторые традиции уже уходят в прошлое.

Среди горожан, абсолютно не знающих нюансы тундровой жизни, бытует устойчивое мнение – все кочевники пьют много горячительных напитков. Поверьте, это далеко не так, многие из них вообще трезвенники, к тому же если злоупотреблять «огненной водой», то можно в одночасье потерять оленей, а для оленеводов эти животные смысл всей жизни, их кормильцы. Ну и надо учесть ещё один немаловажный момент, подобные застолья могут закончиться неожиданно трагически, превратившись из дружеского общения в скандал со всеми вытекающими последствиями, для примера посмотрите полицейские сводки вашего города и поймёте к чему может привести «зелёный змий». Потому многие бывалые путешественники не советуют ставить бутылку на стол, потому что в бескрайней тундре последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Хотя можно водку подарить, но потом, перед отъездом, потому что в этом беспокойном хозяйстве она бывает очень нужна.

Разговоры с оленеводами можно вести на любые темы, все закончили школу, служили в армии, многие внимательно следят за событиями в стране и мире, имеют своё мнение, иногда весьма оригинальные и своеобразные. Но и здесь есть табу.

Для многих людей, впервые попавших на стойбище, вызывает удивление, почти в каждом чуме на полочке стоят иконы (в основном они поклоняются Николаю Чудотворцу), а рядом лежат языческие куклы. Дело в том, что уже несколько веков у ямальских номадов мирно уживаются две религии – православная и языческая. Но распространяться на эту тему они не любят, так что донимать их досужими расспросами не стоит, захотят, сами расскажут. Недаром есть пословица, в чужой монастырь со своим уставом не суйся.

На самом стойбище есть несколько табу. Например, женщинам нельзя переступать через лежащие на земле вещи, принадлежащие мужчинам. Нельзя приближаться к священной нарте, обычно она стоит сзади чума.

Добавим, что категорически нельзя приезжать на стойбище со своими собаками, ведь четвероногие друзья человека, выросшие в городских условиях, совершенно не знают, как вести себя здесь, а олень для них становится просто добычей. Я знаю, что были подобные случаи, когда собаки путешественников задирали оленей. А кроме этого, у номадов есть свои оленегонные лайки, и как поведут себя собаки в этих случаях трудно представить. Мне рассказывали ненцы, что даже между лайками, живущими в разных стойбищах, иногда бывают кровопролитные драки.

И ещё, в конце статьи добавлю несколько слов о подарках. Здесь ничего сложного, мужчинам дарят ножи или необходимые в хозяйстве вещи. Женщинам и девушкам украшения (но не клипсы, они могут легко соскочить с ушей и потеряться. А девушки везде остаются сами собой и расстроятся). Из посуды можно привести чайную пару – чашку с блюдцем. Дети обрадуются сладостям и фруктам. Из продуктов оленеводов и рыбаков порадуют свежие хлебобулочные изделия, сгущённое молоко и т.д.

Сейчас этнографы и опытные путешественники, замечают, некоторые традиции у оленеводов безвозвратно уходят в прошлое, но гостям всё же не мешает следовать им, тем более, как видите, это совсем несложно. Но зато это только вызовет у хозяев уважение и в следующий раз они вас встретят радушно.

Автор фотографий — Ирина Косачева. Источник: сайт Вести Ямал,  личная страница автора в Фейсбук

sevanh@yandex.ru

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках. В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ