Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / История  / В юбилярах: русский алфавит, субмарина и знаменитые уральцы

В юбилярах: русский алфавит, субмарина и знаменитые уральцы

ИА «Уральский меридиан» продолжает рассказывать о значимых датах Уральского Федерального округа в своем проекте «Уральский месяцеслов». В этом проекте мы объединяем памятные даты, в которые происходили важные события для регионов УрФО, это и биографии выдающихся личностей и события повлиявшие на ход истории и развитие родного края.

В Свердловской области 22 апреля произошло два события: 55 лет назад в Свердловске скончался физиолог В. И. Патрушев и 15 лет назад в Северодвинске состоялся спуск на воду атомной подводной лодки «Екатеринбург».

Биографию В. И. Патрушева в «Календаре памятных дат в истории Урала. 2017 год» рассказывает доктор исторических наук Алексей Геннадьевич Мосин:

В.И. Патрушев

Василий Иванович Патрушев родился 25 декабря 1910 года (7 января 1911 года) в деревне Патрушевы Котельничского уезда Вятской губернии. Отец его промышлял столярным делом, прошел фронты мировой и гражданской войн. Заметив тягу Василия к знаниям, родители, несмотря на трудную жизнь 1920-х годов, поощряли его обучение в школе. После школы он занимался комсомольской работой, но не оставлял надежды получить высшее образование.

В 1929 году Василий Патрушев был принят на первый курс отделения животноводства агрономического факультета Нижегородского университета, а после закрытия университета продолжал обучение в Нижегородском (Горьковском) сельскохозяйственном институте, там же закончил аспирантуру, в 1935 году успешно защитил диссертацию, посвященную вопросам искусственного осеменения лошадей. Потом была докторантура Института генетики в Москве, которым руководил выдающийся генетик, академик Н. И. Вавилов. С Вавиловым В. И. Патрушев познакомился еще в 1929 году, когда пытался поступить в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Работа в институте стала важнейшим этапом в становлении молодого ученого: он участвовал в лабораторных и экспедиционных работах в разных регионах страны, в разработке новых направлений генетической науки. Общение с крупными учеными повлияло не только на научные интересы Патрушева, но и на формирование активной жизненной позиции, укрепление решимости посвятить жизнь поискам научной истины.

В 1940 году В. И. Патрушев завершил работу над докторской диссертацией и защитил ее, но защита не была утверждена под влиянием идейного противника Вавилова академика Т. Д. Лысенко. Вскоре после этого последовали арест Н. И. Вавилова и разгром возглавляемого им направления в генетической науке и всего Института генетики. Одной из жертв этого разгрома был В. И. Патрушев.

В феврале 1941 года Василий Иванович повторно защитил диссертацию и стал доктором биологических наук. После этого он работал в Сельскохозяйственном институте Академии наук Белорусской ССР. Оказавшись в первые дни войны в немецком окружении, Патрушев уничтожил партбилет, за что в 1946 году получил партийное взыскание. В годы войны он работал начальником клинической лаборатории эвакогоспиталя, организовал производство на свердловских заводах витаминных настоек, консультировал персонал госпиталей. В ноябре 1944 года майор Советской армии В. И. Патрушев был назначен директором-организатором Биологического института Уральского филиала Академии наук (УФАН) и возглавлял институт до 1948 года, когда был лишен этой должности в ходе очередной политической кампании – на этот раз по борьбе с вейсманизмом-морганизмом. На заседании Партбюро УФАН 2 сентября 1948 года отмечалось:

«Директор Института биологии УФАН тов. Патрушев, исходя из бесплодной идеи Вейсмана – Шмальгаузена, строил работу Института в отрыве от неотложных проблем сельского хозяйства Урала. Лженаучные “идеи” вейсманизма-морганизма преподносились В. И. Патрушевым в его статьях и с трибуны сессии Института биологии как теоретическая основа всей работы института, тогда как прогрессивное учение Мичурина – Лысенко игнорировалось и велась борьба против него. Сотрудники института в течение трех лет, со дня организации Института, руководствовались теорией, основанной на реакционных идеях Моргана – Шмальгаузена. В Институте отсутствовала научная критика, слабо велась

политико-воспитательная работа. Порочная направленность в деятельности Института биологии привела к тому, что практические результаты его работы за 3 года оказались ничтожными, по сравнению с производственными затратами».

«Провалы в работе Института биологии Уральского филиала Академии наук СССР не случайны, – подхватывала газета «Уральский рабочий». – Они тесно связаны с бесперспективными вейсманистскими воззрениями его руководителя, доктора биологических наук В. И. Патрушева…»

Последние годы жизни В. И. Патрушев заведовал кафедрой физиологии биологического факультета Уральского государственного университета, отдавая все силы занятиям со студентами, участвуя в подготовке будущих научных кадров. Среди его учеников – академики и профессора М. П. Рощевский, В. Н. Большаков, А. Т. Мокроносов, большое число докторов и кандидатов наук.

Травля ученого за научные взгляды, которым он сохранял верность, продолжалась и в 1950-е годы. Это не дало возможности Патрушеву в полной мере реализовать свой талант исследователя, затрудняло и преподавательскую работу, а, в конечном счете, сокращало жизнь: Василий Иванович скончался, когда ему был всего 51 год.

15 лет назад, 22 апреля 2002 года, в Северодвинске после модернизации состоялся спуск на воду атомной подводной лодки «Екатеринбург», входящей в состав Северного флота России.

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин», заложенный ещё в 1982 году, а спущенный на воду в 1984-м, первоначально назывался К-84 (по году спуска на воду). В феврале 1999 года подлодка получила имя «Екатеринбург», так как над ней установила шефство администрация Екатеринбурга. Начиная с этого года экипаж регулярно приезжал в столицу Урала, а городская администрация занималась организацией летнего отдыха детей членов экипажа подлодки.

На церемонию спуска на воду подшефного корабля приехала делегация из Екатеринбурга во главе с тогдашним мэром города Аркадием Чернецким. На тот момент на крейсере несли службу трое призывников из столицы Урала. Модернизация крейсера была окончательно закончена к 2003 году, после чего судно эксплуатировалось до 2011 года, в том числе использовалось для успешных запусков баллистических ракет.

В декабре 2011 года, в канун новогодних праздников, на «Екатеринбурге», который проходил плановый осмотр на заводе в Росляково (Мурманская область), произошёл сильный пожар. Судно спасали около суток. С отравлением от продуктов горения были госпитализированы семеро военнослужащих и два сотрудника МЧС. Ущерб от пожара составил около полумиллиарда рублей. 31 октября 2014 года на подлодке К-84 «Екатеринбург» были завершены ремонтные работы, 12 ноября 2014 года лодка прошла испытания в море. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта и продолжает несение службы.

В Челябинской области празднуют 55-летний юбилей Владимира Александровича Шведа, челябинского детского поэта. С 1986 года, после окончания библиотечного факультета Челябинского института культуры (ныне ЧГАКИ), работает в библиотеке академии главным библиографом справочно-библиографического отдела. Ученик Н. П. Шилова. Первый сборник стихотворений «…И душа вдруг наполнилась верой…» вышел в 2001 году. В нём есть и стихи для детей. Первой детской книгой стала «Речка в отпуске» (2005 год).

В Курганской области отмечают 140 лет со дня рождения Сергея Александровича Балакшина (1877-1933), основателя машиностроительной промышленности Зауралья, уроженца деревни Логовушка Курганского уезда (ныне Курганской области).

В Тюменской области прошло 80 лет (1937) со дня принятия Омским облисполкомом решения о переводе латинизированной письменности народов Севера на алфавит русской письменности.

В ЯНАО 70 лет назад (1947) Совет Министров СССР принял решение о строительстве морского порта на Мысе Каменном и железной дороги от Печерской магистрали к порту, положившего начало строительству железной дороги Чум-Салехард-Игарка.

Тэги новости:

ov_ramaria@ural-meridian.ru

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ