Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Информационное агентство "Уральский меридиан" - Новости УрФО глазами очевидцев.
Home / Градостроение  / Жителям Кургана храм не нужен. Тогда зачем его строить?

Жителям Кургана храм не нужен. Тогда зачем его строить?

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

В ближайшие несколько лет в Кургане появится ещё один храм. Он будет располагаться рядом с Филармонией. Его строительство уже началось в экстренном порядке. Связано это с приездом патриарха Кирилла, визит которого намечен на 23 августа.

Нужен ли этот объект жителям Кургана? Неделю назад в группе «45 регион» я провёл опрос, где лишь 19% поддержало строительство храма. 81% — проголосовал против. Опрос вызвал массу негативных комментариев.

Храм построят, потом будут подписи собирать, чтобы филармонию перенести и близлежащие развлекательные заведения, — иронично отреагировал один из пользователей.

Подобный негативный опыт уже был. После строительства Богоявленского кафедрального собора, местные священнослужители начали сбор подписей за перенос памятника Красину в более удобное место. Чем-то он им не угодил, мол, коммунист, атеист, храмы грабил – уберите его отсюда. Поднялась массовая шумиха, памятник решили оставить.

Вот и сейчас в Кургане появится ещё одно религиозное заведение. Строительство финансируется из нескольких источников, но львиную долю расходов на себя взяли местные меценаты: Александр Ильтяков и Сергей Муратов. Личности известные и уважаемые не только в нашем регионе, но и за его пределами. Но зачем им очередной храм?

Духовность

Вот что по этому поводу сказал Александр Ильтяков:

— Детские сады нужны, школы нужны, клубы нужны и прочие здания необходимы. Но прежде чем их построить необходимо, создать духовное. Будет духовное – выстроим и материальное.

Александр Владимирович, видимо, не совсем понимает, что духовность в обществе не измеряется количеством храмов. Русская православная церковь уже давно никаким образом не соотносится с понятием духовности. Она полностью себя дискредитировала. Практически каждую неделю в СМИ появляются сообщения о странном поведении священнослужителей. В Кирове пьяный батюшка с крестом в руках пытался попасть в бар, попутно флиртуя с женщинами и приглашая их к себе домой. Видео есть на Youtube. Скандально известного подмосковного священника Владимира Гаврилова лишили прав за пьяное ДТП. В Петрозаводке пьяный священник Иван Петунов на «зебре» насмерть сбил перехода. Наезд батюшка совершил в спешке, скрываясь с другого ДТП. А под Ярославлем пьяный священник Воскресенского храма врезался в «Газель». В автомобиле находилась его 75-летняя мать, которая погибла. Идём дальше! В Ростове пьяный священник спровоцировал массовое ДТП, а потом попытался скрыться с места происшествия. Недостаточно духовно? Добавить порцию духовности?

В Томской области священник подозревается в изнасиловании несовершеннолетней девочки. По версии следствия священнослужитель с сентября 2015 по август 2016 года регулярно занимался сексом с 14-летней односельчанкой. В ходе следствия также выяснилось, что он может быть причастен к изнасилованию сестры потерпевшей. А в Бурятии батюшка подозревается в присвоении церковной квартиры. И это только самое последнее, что я успел найти за несколько минут. Носители «духовности» ведут себя в последнее время так, словно им всё дозволено. Словно они обладают депутатской неприкосновенностью. И эти люди будут учить нас жить?

Деньги

РПЦ – уже давно стала мощной коммерческой организацией, которая с каждым годом всё сильнее и сильнее сливается с государственной машиной.

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Доходы РПЦ исчисляются миллиардами рублей! В отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным Федеральной налоговой службы, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб, — сообщает РБК в своём расследовании.

Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов. По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб.

Церковная экономика — это жесткая вертикаль, работающая по принципу строгой подчиненности, объясняет священник Алексей Уминский устройство другого канала поступления денег в патриархию. На последнем Архиерейском соборе патриарх Кирилл объявил, что в РПЦ действуют 293 епархии и свыше 34,5 тыс. храмов. Российские церкви отчисляют своим епархиям определенный процент от полученных пожертвований, объясняет Уминский.

Деньги церковного прихода складываются из пожертвований за совершение треб (крещения, венчания, освящение машин, квартир и других предметов) и служб (поминовение, чтение акафистов). Основная часть денег попадает в приходскую казну благодаря необходимым для совершения всех обрядов свечам, объясняет протодиакон Андрей Кураев.

У РПЦ по стране «раскиданы» десятки мастерских по литью свечей как из нового материала, так и из собранных во время службы огарков. Стоимость свечки в производстве и в церкви отличается в десятки раз: «изготовить четырехграммовую свечку «соточку», одну из самых ходовых, стоит 25 коп. В церкви за нее дадут до 20 руб.», откровенничает с РБК изготовитель и поставщик церковной утвари.

Доходы коммерческих предприятий также изрядно подпитывают бюджет патриархии, разъясняет протоиерей Чаплин. Главные — «Художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино» и гостиница «Даниловская».

В разговоре с РБК священники признавались, что в епархиях им настоятельно советуют заказывать для храмов именно продукцию «Софрино».

Например, в том же «Софрино» вы можете себе заказать паникадило с позолотой за 1,5 млн рублей или кресло-трон за 700 тыс. рублей.

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости», а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг. Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

Социальный капитал

Зачем нужен новый храм РПЦ более-менее понятно, но вот зачем он Муратову и Ильтякову. Знаменитый французский социолог Пьер Бурдьё сформулировал 4 базовых вида капитала: экономический, культурный, социальный, символический. Люди богатые, властные и влиятельные в силу своих невероятных возможностей могут одновременно обладать всеми капиталами. Экономический – это все материальные ресурсы человека – доходы или имущество. Культурный — это дипломы, звания, титулы, культурные объекты, знания и опыт. Символический — это своеобразный виртуальный вид капитала: престиж, репутация или честь.

Фото znak.com 

В современной среде символическим капиталом можно считать лайки или репосты. А вот социальный капитал – это более широкое и общее понятие, которое включает в себя множество других, более узких капиталов. Например, в него входит религиозный капитал, который формирует ценности спасения. Все вышеописанные капиталы можно обнаружить как у Ильтякова, так и у Муратова. Капиталы могут конвертироваться и преобразовываться. Таким образом, у меценатов экономический капитал преобразуется в социальный, который даёт им особые привилегии в обществе.

Православные

Да, чисто с утилитарной функции храм – это бесполезное заведение. Но в нашей культуре, в нашем обществе оно имеет большой социальный вес и представляет исключительную ценность. Но к какой эпохе можно отнести эту ценность? Я начал с опроса, который подтвердил, что большинству храм не нужен, но разве у нас не православное общество? Куда делись все верующие?

Исследование Левада-Центра показало, что 75% жителей России не соблюдают Великий пост, хотя 72% отнесло себя к православным. А полностью соблюдают пост лишь 3% населения!

Ещё одно исследование было проведено в декабре 2013 года. 19% опрошенных назвали себя неверующими. 68% отнесли себя к православным, при этом 35% участвующих в опросе никогда не посещали богослужения, 16% ходят на службы раз в год, 13% — еще реже, примерно раз в месяц – 6%.

У меня возникает когнитивный диссонанс. Люди называют себя верующими, православными, но отказывают от храмов и прочих религиозных материальных атрибутов, которые подтверждают их принадлежность к данной конфессии. То есть храмы – это устаревший ценностный архаизм, за который плюсик в карму получить сейчас крайне трудно. Не котируется. Кстати, задумайтесь над тем, почему среди политиков нет ни одного атеиста. Возможно, они есть, просто публично не заявляют о своей позиции, иначе можно быстро потерять внушительную долю верующего электората.

Танцы

Ещё один странный момент заключается в том, что храм будет соседствовать с ночным клубом «ЭтаЖи». Филармония – ночной клуб – храм. Как вам такая культурная последовательность? Ранее Роман Овчинников уже писал о том, что вокруг храма возможно появится сквер или иная городская инфраструктура, но про соседствующий ресторан он почему-то забыл упомянуть. Сразу вспоминается старый анекдот. Евреи моются в бане. Рюрик Соломонович, одно из двух: или снимите крестик, или наденьте трусы. Вот и здесь так. Либо ночной клуб переносите, либо храм. Некогда на Троицкой площади действительно был храм, который большевики взорвали в 1957 году.  Но сейчас на его месте стоит танцевальный клуб. То есть колокольный звон иногда будет чередоваться с техно или трансом. Потанцевал, поблудил, на девиц похотливо нагляделся, вышел покурить, а тут храм. Посмотрел, вздохнул, перекрестился и дальше танцевать.

Так и живём.

Главное фото: ura.ru 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

ii145@mail.ru

Блогер, студент-журналист, метеоролог-любитель. Живу в Кургане.

Обзор
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ