Знахари и магия в Зауральской медицине ХIХ века

Долгое время простой народ совершенно отказывался обращаться за помощью к официальной медицине. Выработанная веками система определенных знаний в этой области и запрет на вхождение в этот круг представителей официальной медицины с их знаниями и манипуляциями, долгое время играли отрицательную роль в жизни зауральцев.  Ученый агроном Николай Лукич Скалозубов, который занимался изучением нашего края отмечал, что крестьяне крайне неохотно прибегают к официальной медицинской помощи, так как считают болезнь карой Божьей. «Большая часть страждущих предает себя воле Божьей и, налагая на себя какой-нибудь религиозный обет, ждет излечения свыше», писал врач П.П. Успенский. Нежелание лечиться у официальных врачей было настолько велико, что когда доктор приезжал в деревню, крестьяне собирали ему деньги, чтобы он поскорее уехал (в наше время  деньги собирают на лечение больного).  При серьезной болезни крестьяне предпочитали обращаться  к старухе – знахарке или знахарю, и уж в крайнем, тяжелом  случае к профессиональному врачу. Однако, зачастую, эти обращения были слишком запоздалыми, человек умирал, что только укрепляло веру крестьян в то, что врач на самом деле губит людей. Даже прививки от оспы долгое время считались «бесовскими», не смотря на очевидную пользу, так как в оспе крестьяне видели «антихристову печать».

В В 1898 году Николай Лукич Скалозубов составил программу для собирания материалов о народной медицине. Интересные сведения о народных лечебных средствах ему прислала сельская учительница Притчина из деревни Утичье Могилевской волости Курганского уезда. (Ныне Мокроусовский район).

Вот некоторые способы лечения болезней в Зауралье в ХIХ веке.

Чтобы предупредить заболевание горячкой, крестьяне втыкали в землю траву огнёвку. Когда шли к больному горячкой брали в рот чесноку. При общем расстройстве желудка, крестьяне нередко прикладывали к животу топор, завернутый в тряпицу. Иногда употребляли редечный сок для возбуждения деятельности желудка. Часто болезни желудка лечили наговорами на «молчаную воду», которую брали в речке, когда все жители спали, а посланный за этой водой не должен был разговаривать даже с самим собой. Также от желудочно-кишечных болезней прекрасным средством считались вино и водка.

От лихорадки употребляли осиновую кору, которую скоблили для этого сверху вниз. А в селе Сусловском Курганского уезда от лихорадки применяли чай с солью, настой мха и клоповника. Также при сильной болезни советовали посильнее испугать человека и не давать ему есть.

В деревне Утичье слово кашель не употреблялось, всякий кашель назывался удушьем. Лечили его белым домашним уксусом, принимая внутрь по столовой ложке с горячим чаем. От кашля горло и грудь смазывали смесью свиного сала и скипидара и поили прокипяченным отваром клюквы, меда и горохового перца.

При болезни зубов употребляли табачный осадок из трубок, но чаще зубы заговаривали. Заговоры эти делались на молодой месяц.

При запоре выпивали ложку коровьего масла или огуречный рассол с медом. При золотухе детей поили калиновым цветом, мазали сметаной, или носили на шее раковину из святых мест или янтарь.

От грыжи кормили горючей серой и очерчивали с приговорами пупок.

От головных болей к голове привязывали хрен или капустные листы.

При «лечении»  знахари  использовали не только травы, но также разные вещества: сулему, киноварь, сурьму, порох, камфору и купорос. Применялись и такие экзотические снадобья, как толченый хрусталь, шкурки змей. От кори знахарки советовали одеваться в красное, так как считалось, что корь  боится красного цвета.

Были, конечно, и эффективные методы лечения определенных болезней, такие, как баня (физиопроцедура), траволечение, но уже без заговоров. В конце ХIХ начале ХХ веков мнение крестьян об официальной медицине начинает меняться, в городе и уезде открываются больницы, фельдшерские пункты, появляются опытные квалифицированные врачи.

Однако знахари и магия еще долгое время оставались важной составляющей русской народной медицины.

[vc_empty_space][vc_gallery interval=»3″ source=»external_link» custom_srcs=»#E-8_aHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbWctZm90a2kueWFuZGV4LnJ1JTJGZ2V0JTJGNTA2NjYlMkY0MDAzMjY4MjEuNyUyRjBfMzA4MDcxX2JiNDYwZWM2X29yaWclMkNodHRwcyUzQSUyRiUyRmltZy1mb3RraS55YW5kZXgucnUlMkZnZXQlMkYxNzE5MTklMkY0MDAzMjY4MjEuNyUyRjBfMzA4MDcyXzJlZmY2ZmRjX29yaWclMkNodHRwcyUzQSUyRiUyRmltZy1mb3RraS55YW5kZXgucnUlMkZnZXQlMkY0ODYyNyUyRjQwMDMyNjgyMS43JTJGMF8zMDgwNzNfZjExNzA4MjFfb3JpZyUyQ2h0dHBzJTNBJTJGJTJGaW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydSUyRmdldCUyRjEwNzQ3MyUyRjQwMDMyNjgyMS43JTJGMF8zMDgwNzRfZjczMmI0MTlfb3JpZw==»][vc_empty_space]

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: