Фундаментализм на Урале. Кто виноват и что делать?

Последние события показали, что Екатеринбург не только «столица атеизма», но и центр православного фундаментализма. Общественный маятник раскачивается со все более устрашающей амплитудой. И теперь нетрудно представить, как после столетия воинствующего атеизма на смену может прийти настолько же воинствующий фундаментализм.

После ККТ «Космоса» появились разные ответы на вопрос — «Кто виноват?» Евгений Ройзман считает, что виновата Наталья Поклонская, Евгений Енин, что виноваты некие симпатизирующие православию власти, епархия винит несговорчивого Учителя, Федор Крашенинников — епархию, многие винят проспавших теракт силовиков. Я думаю, что доля ответственности лежит и на либеральной общественности Екатеринбурга, которая в апреле 2010 года с шариками и песнями вышла протестовать против восстановления собора св. Екатерины, разрушенного большевиками в 1930 г. В год столетия революции новая волна и по тому же поводу поднялась в нашем городе. После этого стало понятно, что извинений за антицерковный террор и воинствующий атеизм в Екатеринбурге не будет. А зря!

В ответ на общественную арену с помощью депутата Государственной Думы Натальи Поклонской вышли «царебожники», которых хоть и стали искусственно политизировать, но само движение почвенное, народное. Духовную альтернативу могла бы составить просвещенная вера, но именно ее и сгноили в первую очередь в лагерях и приемных уполномоченных. И тем не менее, в первую очередь ответственность за ситуацию должна взять на себя Церковь. Тут уж надо нам покаяться, видели мы все это и даже что-то делать пытались, но лениво и самодовольно, не понимая всех последствий бездействия. Все знали, что массовые крещения без подготовки нехорошо, и отсутствие образования плохо, но как-то все равно так получалось, что крестили, а потом не очень образовывали. И вот уж сколько лет, как вроде бы одумались, но эти крещеные и непросвещенные массы уже появились, а до храмов и воскресных школ они не дошли, богослужение и духовное образование для них слишком сложно, но православными они себя по факту крещения считают и для себя выработали очень простую версию веры, вряд ли вполне христианскую. Поэтому ни светские власти, ни церковные, и боюсь, даже спецслужбы с ними ничего толком сделать не смогут. Попробуйте суеверие и лжеапокалиптизм исцелить. Для этого нужно терпение, хорошее образование, харизма и неземная любовь. А где это есть?

фото с ustav.livejournal.com

Официальное осуждение от Русской Православной церкви, слава Богу, появилось из уст председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: «Мы осуждали, осуждаем и будем осуждать действия псевдорелигиозных радикалов, какой бы религией они ни прикрывались, потому что подобные действия одинаково чужды мировоззрению любого верующего человека». Но накал страстей это заявление не остудило. Думаю, что мы вступили в фазу полноценных религиозных войн, яростную борьбу за то, какая (чья) вера истинная. Поэтому в политической борьбе активно стали апеллировать как к антирелигиозным, так и к религиозным чувствам.

Заканчивая раздел кто виноват, понимая в какой год все происходит, предлагаю отбросить самодовольство и высокомерие и признать, что мы все с вами по Достоевскому в этой жути виноваты. И доля справедливых упреков, как и оправданий, есть у каждой стороны. Церковь сегодня , действительно, не такая святая, как чается, так себе соборная, и не вполне единая, насчет ее апостольства тоже много справедливых упреков можно принять. Но ведь надо помнить, как и из чего мы вышли. С одним действующим храмом на миллионный город и полутора десятком священников на область. Страшные гонения уничтожили лучших — смелых, святых, глубоких, умных, образованных, миссионерски одаренных. Правы критики церкви? Правы, конечно, у нас полно грехов. Но и нам есть в чем упрекнуть образованное городское сообщество. Поддерживала либеральная интеллигенция Екатеринбурга антицерковные настроения? Еще как. Хотя мы просили — не надо, лучше помогите и поддержите нашу просветительскую деятельность. Не правы религиозные радикалы? Очевидно, что вообще как не правы! Но ведь и Алиев, развешивая свои билборды, справедливо указывает, что год нынче особенный и нужно бы нам всем подумать, поплакать и попросить друг у друга прощения за историческую гадость, а также вражду и братоненавистничество, плавно перетекающую из нее в современную жизнь. И лучше бы нам всем не отдавать эту инициативу радикалам!

фото c сайта Znak.com

Теперь — что делать? Позитивные предложения уже появились. Журналист Александр Аникин попросил патриарха Кирилла предпринять церковные меры для ослабления фундаменталистского радикализма в церковной ограде. Уверена, патриарх предпримет необходимые меры. Но думаю, не стоит ждать, пока вопрос решится «за всю Одессу». Предлагаю заключить Екатеринбургский мирный договор всем тем, кто считает, что никакие цели не стоят жизни и достоинства человека. Любого человека — умного, глупого, образованного или невежественного, верующего, атеиста, оппозиционера или облеченного властью, сильного, слабого, яркого, талантливого или обычного. И деятельно поддерживать культуру, христианское просвещение, все, что направлено на сохранение и приумножение человеческого достоинства, помня, что на спине каждого из нас написано: «Осторожно, бьется!».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оксана Иванова/ автор статьи

Родилась и выросла в Екатеринбурге. Закончила УрГУ и аспирантуру Академии наук. Бакалавр богословия. С 1997 г. культуртрегер. Автор и куратор более 100 культурных проектов, сооснователь объединения "Культурное событие", создатель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. Редактор сайта "Russian Way. О Русской церкви в ХХ веке". Инициатор общественных компаний, посвященных сохранению памяти о жертвах репрессий.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: