История одного портрета в Нижнетагильском музее

Несмотря на небольшое количество экспонатов, выставку можно назвать настоящим историческим детективом, приоткрывающим завесу над тайной портрета Фотия Ильича Швецова, управляющего Нижнетагильскими заводами по технической части с 1839-го по 1948 год.

Экспозиция музея «Демидовская дача» (Нижний Тагил, Свердловская область) тесно связана с показом жизни и деятельности этого выдающегося инженера-новатора первой половины XIX века. Но до сих пор неизвестно, как выглядел Фотий Ильич. Его изображения нет и в книге «Фотий Ильич Швецов» профессора Виктора Семеновича Виринского, исследователя истории техники, который очень тщательно изучал демидовские архивы.

Версия о том, как выглядел Ф.И. Швецов, была выдвинута в 2004 году Ольгой Николаевной Силоновой, работавшей в то время научным сотрудником отдела фондов музея-заповедника (в настоящее время кандидат искусствоведения). В своей научной справке «Предполагаемые изменения атрибуции картины П.Ф. Худоярова «Листокатальный цех» Ольга Николаевна в частности сообщает, что в 1992 году во время реставрации указанной картины реставратором первой категории Павловского дворца-музея (г. Санк-Петербург) Л.Б. Караваевым были выявлены более поздние записи. На лицо центрального персонажа был наложен густой слой пышной черной бороды, что изменило первоначальный облик персонажа и сделало его значительно старше. После реставрации зритель увидел на картине мужчину лет 30-40 невысокого роста, коренастого, плотного телосложения с чисто выбритым лицом, довольно массивным носом. Человек смотрит вниз и, как будто, прислушивается к шумам работающей справа от него листокатальной машины.

Учитывая тот факт, что картина «Листокатальный цех» поступила в фонды музея из Демидовской дачи, а также, что картина «Вид листокатального производства» числится в «Описи имущества дачи Ф.И. Швецова » за 1858 г., Ольга Николаевна делает предположение, что центральный персонаж картины – Ф.И. Швецов.

На чем основано столь смелое предположение, какие факты говорят за эту версию, почему персонаж картины Худоярова вдруг «оброс» бородой и как мог выглядеть Фотий Ильич, обо всем этом можно узнать, придя в музей «Демидовская дача» и познакомиться с «Историей одного портрета».

Ольга Рамария/ автор статьи

Член Союза журналистов РФ, победитель конкурса школы литературной журналистики "Молодой Дельвинг", участница смены молодых деятелей литературы и театрального искусства "Экспериментальная сцена" форума "Таврида".

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: